Семинары

 

п/п

Тема семинара

 

Литература

Модуль 1. Русь в средневековом мире (IXXV вв.)

 

 

1.

История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

 

[2,3,4,5,6,8]

2.

Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства.

 

[2,3,4,5,6,8]

3.

Крещение Руси

 

[2,3,4,5,6,8]

4.

Русские земли между Востоком и Западом (XI – XV вв.).

 

[2,3,4,5,6,8]

5

Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV— начале XVI вв. Иван III

 

[2,3,4,5,6,8]

Модуль 2. Россия в контексте мирового развития (XVI — начало XX вв.)

 

 

6

Основные направления внутренней и внешней политики И.Грозного. Смутное время в истории России.

 

 

[2,3,4,5,6,8]

7.

Внутренняя и внешняя политика Российского государства при первых Романовых.

 

[2,3,4,5,6,8]

8.

Основные тенденции развития Российской империи в XVIII в.

[2,3,4,5,6,8]

9.

Основные тенденции развития Российской империи в XIX в.

Наука и техника в XVIII-начале XX вв. ИМТУ.

 

[2,3,4,5,6,8]

 

[1 2,7]

10

Российская Империя в начале ХХ вв.

 

[2,3,4,5,6,8]

Модуль 3. Россия в мировом историческом процессе XХ — начала XXI веков

 

 

11.

Россия в эпоху революционных потрясений 1917 г. и гражданской войны.

 

[2,3,4,5,6,8]

12.

Страна Советов в 1920-1930-х

 

[2,3,4,5,6,8]

13.

СССР в годы Великой Отечественной войны.

 

[1-6,8]

14

Холодная война и её влияние на развитие послевоенного СССР. Развитие науки и техники в СССР.

 

[1-6,8]

15

Перестройка и распад СССР.

 

[2,3,4,5,6,8]

16

Россия в 1990-начале 2000-х.

 

[2,3,4,5,6,8]

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к семинарам

 

Модуль 1 «Русь в средневековом мире (IXXVвв.)»

 

Семинар 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

 

Вводный семинар.

 

 

Семинар 2. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.

 

Вопросы к семинару:

 

1. Этногенез восточных славян. Проблема прародины славян. Исторические источники о восточных славянах.

2. Восточнославянское общество VIIX вв.: хозяйство, социальная и политическая организация, религиозные верования, традиции, способы обработки земли.

3. Причины и особенности образования древнерусского государства. Когда возникло первое государство славян – ДРГ? Норманнская теория, антинорманнская теория. Современная точка зрения исторической науки на происхождение древнерусского государства.

Темы докладов:

1 Образ восточных славян в зарубежных письменных источниках.

2 Язык как исторический источник (на примере славянских языков).

3 Соседи восточных славян (VIIX вв.).

 

 

 

Семинар 3. Крещение Руси.

 

Для обсуждения:

 

1) Вопросы к семинару:

 

1. Прочитать статью по ссылке: http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/

ответить на вопросы: 

1. Какие автор выделяет причины и повод Крещения Руси? 

2. Как складывались Русско-Византийские отношения

3. Что такое язычество в понимании Лихачева? 

4. Что такое Языческая реформы 980 г.

5. Роль Болгарии в принятии христианства. 

6. Как была крещена Русь?

7. Какие итоги христианизации Руси выделяет автор? 

 

2. Соседи Руси: Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия. Как развивались отношения Руси с этими государствами в 9-10 вв.? Что представляли собой эти государства: уровень политического и культурного развития, армия.

3. Проанализируйте 3 религии: ислам, христианство, иудейство по пунктам: возникновение, догматы, обряды, отношение к государству. Какая из них была наиболее близка к целям князя Владимира? Почему?   

4. Было ли крещение добровольным или насильственным? Были ли восстания против крещения? В каких регионах? Почему именно там?

5. Какие социальные слои населения восприняли православие более благосклонно, а какие нет, и почему?

6. Последствия и принятия христианства. Влияние русской православной церкви на социально-экономическое, политическое и этнокультурное развитие Руси.

7. Значение православия в современном российском обществе и национальной идентичности русского народа. Роль князя Владимира в русской истории.

 

2) Письменно (можно в электронном варианте, выслать на почту):

 

Заполните табличку на тему: «Итоги крещения Руси» и сопоставьте итоги крещения Руси с его причинами.

 

Итоги

Внутриполитические

1.Примеры.

2.

3.

Внешнеполитические (геополитические)

1.

2.

3.

Социальные

1.

2.

3.

Духовные

1.

2.

3.

Культурные

1.

2.

3.

 

Темы докладов:

1 Князь Владимир. Биография князя

2 Княгиня Ольга. Значение ее реформ

3 Синтез христианства и язычества в Х-ХХ вв.

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 4. Русские земли между Востоком и Западом (XI – XV вв.).

 

Вопросы к семинару:

 

1. Феодальная раздробленность Руси. Причины и итоги.

2. Основные княжества удельного периода: Киевское, Галицко-Волынское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское. Особенности политического, культурного, экономическое развития.

3. Оценки удельного периода. Удельный период — кризис или развитие государства?

4. Оборона северо-западных земель от немецких рыцарей-крестоносцев и шведов. Какова была цель агрессии против русских княжеств с Запада и с Востока?

5. Русь и Орда: эволюция форм зависимости Руси от Орды в XIIIXVвв., дискуссии о «монголо-татарском иге» в исторической науке, «монгольский след» в русской истории.

6. Почему русские земли не смогли противостоять монгольской угрозе, но достаточно успешно противостояли угрозе с запада?

7. В чем выражалась зависимость Руси от Орды после установления «ига»?

8. Русь и Литва.

 

 

Письменно:

Составьте таблицу, посвященную развитию Русских княжеств в удельный период:

 

Княжество, территория расположения, основные князья

Особенности экономики

Особенности политического устройства. Форма власти, органы правления

Особенности культурного развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы докладов:

1 Александр Невский: герой или предатель?

2 Даниил Галицкий

3 Русь и Литва в XIIIXVвв.

4 Иван Калита

5 Соперничество Москвы и Твери в XIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 5. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV— начале XVI вв.

 

Вопросы к семинару:

1. Причины возвышения Москвы в XIII в.

2. Междоусобная война в начале 15 в.: участники, причины конфликта, итоги.

3. Почему Ивана Третьего называют «Великим»? Почему Ивану III сегодня нет ни одного персонального памятника в России?

4. Какими методами Иван Третий завершает объединение земель вокруг Москвы?

5. Какие изменения в государственной структуре и государственной символике возникают при Иване Третьем?

6. Почему при Иване Третьем возрождается каменное строительство? Что было построено?

7. Освобождение от татаро-монгольского ига. Как пало иго?

 

 

Письменно:

 

Составьте таблицу по основным направлениям внешней политики Ивана Третьего.

Направление

Цель

Методы

Ключевые события

Итоги

 

 

 

 

 

 

Темы докладов

1 Феодальная война в Московском княжестве по второй четверти XV в.

2 Иван Третий и церковь.

3 Быт и нравы средневековой Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2 «Россия в контексте мирового развития (XVI — начало XX вв.)»

 

Семинар 6. Суд над Иваном Грозным.

Участники семинара:

Сторона обвинения – формулирует тезисы обвинения против Ивана Грозного, просит судей о мере пресечения для обвиняемого. Сторона обвинения приглашает свидетелей, задает им вопросы (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей). Во время прений сторона обвинения детально раскрывает каждый тезис обвинения.

Сторона защиты – формулирует тезисы защиты, в ходе прений детально их раскрывает. Сторона защиты приглашает свидетелей, (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей).

Суд присяжных

Иван Грозный – в процессе судебного заседания отвечает на вопросы сторон, в конце выступает с последним словом.

Вопросы, для подготовки:

1. Реформы «Избранной Рады».

2. Опричнина. Причины, сущность, итоги.

3. Основные направления внешней политики И.Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война.

4. Личность Ивана Грозного. Оценки историков: Ключевский, Карамзин, Зимин.

 

 

 

 

 

Семинар 7. Смутное время. Внутренняя и внешняя политика Российского государства при первых Романовых

 

Вопросы для подготовки:

1. Причины, сущность, этапы Смутного времени в России. Основные деятели периода.

2. Воцарение Михаила Романова. Каковы основные задачи внутренней и внешней политики в XVII веке? Как эти задачи повлияли на рост протестной активности в XVII веке? Укажите основные направления внешней политики России в XVII в.

3. Бунташный век. Причины роста протестной активности населения. Типологизация, характер, общие черты восстаний.

4. Церковная реформа Никона. Церковный раскол: причины, историческое значение.

5. Особенности развития культуры в XVII веке.

Письменно:

1. Проанализируйте основные народные бунты XVII века. Заполните таблицу.

Восстание, его хронологические рамки

Причины

Требования восставших

Ход восстания

Итоги

 

 

 

 

 

Назовите общие черты, которые объединяют все бунты. В чем заключаются различия?

 

Письменно:

2. Заполните таблицу «Смутное время»

 

Хронологические рамки

 

Причины

 

Основные тенденции

 

Этапы

(с указанием критерия, по которому выделяются этапы)

 

Итоги

 

 

 

Темы докладов:

1 История формирования казачества

2 История освоения Сибири

3 Внешняя политика первых Романовых.

4 Протопоп Аввакум

5 История старообрядчества: От Никона до современных русских старообрядцев в Аргентине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар 8. Основные тенденции развития Российской империи в XVIIIXIX веке.

 

Вопросы к семинару:

1. Личность Петра I. Характер правителя. Приход к власти.

2. «Великое посольство». Цели, сущность, итоги.

3. Причина начала реформ Петра I.

4. Военная реформа, реформа государственного управления, Табель о рангах, церковная реформы, экономические реформы, промышленность и торговля при Петре, реформа образования, нововведения в культуре.

5. Оценки деятельности Петра I.

6. Эпоха «дворцовых переворотов». Причины, сущность, итоги. Определение термина «переворот». Движущие силы переворотов.

7. Правители эпохи «дворцовых переворотов» — процесс становления абсолютизма.

8. Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй. Внешняя политика. Культура и искусство.

9. Неудачи политики Павла I. Причина убийства.

 

Темы докладов:

1 История Русской Америки

2 «Польский вопрос» в истории России

3 Еврейский вопрос в истории России

4 Культура XVIII века.

5 Любовницы Петра I

6 Кунсткамера Петра Великого

 

Семинар 9. Россия в XIX в. Политика реформ и контрреформ. Наука и техника в XVIII -начале XX вв. ИМТУ.

Вопросы:

1. Личность Александра I. Попытка проведения реформ. Негласный комитет. Проект реформ отмены крепостного права, проект Конституции. Авторы проектов. Что было осуществлено, что нет. Почему?

2. Декабристы. Причины восстания, сущность, итоги, социальная база.

3. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Россия – жандарм Европы. Крымская война.

4. Реформы Александра II. Причины, сущность, реализация основных реформ.

5. Контрреформы Александра III. Причины, сущность, итоги.

6. Научно-технические открытия и изобретения второй половины XVIII – начала XX вв.

7. Этапы становления русской инженерной школы.

8. Императорское Московское техническое училище в пореформенный период. «Русский метод подготовки инженеров».

9. Николай Эрнестович Бауман: «жизнь» до и после смерти.

 

 

 

Семинар 10. Российская Империя в начале ХХ вв. Деловая игра «Поиск оптимального пути общественно-политического развития России начале ХХ в.»

 

Группа делится на три общественно-политических лагеря: либералы, консерваторы, демократы.

Каждая группа презентует свою программу развития России по ключевым вопросам (аграрный, политический, рабочий, национальный, сословный и т.п.). Возможно использование программы конкретной политической партии либо движения XIX – нач. ХХ в. или обобщение разных программ одного общественно-политического лагеря.

Задача представителей каждого лагеря – аргументированно доказать, почему именно их путь больше всего подходит для России того времени и почему программы их конкурентов не состоятельны.

Цель игры – найти наиболее подходящий для России начала ХХ в. путь общественно-политического развития, предлагаемый одной из политических партий.

 

Вопросы для подготовки

1. Россия в на рубеже XIXXX вв. Основные проблемы и противоречия.

2. Общественно политическая жизнь России в XIX в.: западники и славянофилы, почвенники, народники, нечаевцы.

3. Первая русская революция.

4. Опыт думского «парламентаризма» в России. Появление политических партий: кадеты, эсеры, РСДРП(б), монархисты. Особенности формирования российских политических партий в начале XX века.

5. Реформы П.А. Столыпина.

 

Темы докладов:

1. Восстание декабристов.

2. Славянофилы и западники.

3. Народничество второй половины XIX века.

4. Убийство студента Иванова. 1869 г. Реальность и художественный вымысле Достоевского в Романе «Бесы».

 

 

 

Модуль 3 Россия в мировом историческом процессе XХ — начала XXI веков.

 

Семинар 11. Россия в эпоху революционных потрясений 1917 г. и гражданской войны.

Вопросы для подготовки:

 

1. Февральская революция.

2. Какие задачи стояли перед страной накануне февральской революции?

3. Манифест об отречении Николая II. Подлинность документа, его политический смысл

4. Развитие политической ситуации от февраля к октябрю. Двоевластие, лето 1917 г. Попытка большевицкого переворота, отношение к Ленину.

5. Приход большевиков к власти.

6. Почему большевики пришли к власти? Были ли альтернативы?

7. Как события 1917 года оцениваются в историографии? Чем отличается взгляд советской и современной российской науки на события? Разгон большевиками Учредительного собрания.

8. Первые декреты советской власти.

9. Гражданская война 1917-1922 гг. как социально-политический феномен. Стороны, участники, причина победы большевиков.

10. Образование СССР. Причины, фактология. План автономизации Сталина. Почему был принят ленинский план?

11. Белая эмиграция. Пути эмиграции, феномен «русского зарубежья». Разделение церкви на РПЦ и РПЦЗ.

 

 

Темы докладов:

1 Россия в Первой мировой войне. Мог ли мы получить Дарданеллы?

2 Л.Г. Корнилов

3 Гражданская война в истории России.

 

 

 

Семинар 12. Суд над Сталиным.

 

Участники семинара:

Сторона обвинения – формулирует тезисы обвинения против Сталина, просит судей о мере пресечения для обвиняемого. Сторона обвинения приглашает свидетелей, задает им вопросы (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей). Во время прений сторона обвинения детально раскрывает каждый тезис обвинения.

Сторона защиты – формулирует тезисы защиты, в ходе прений детально их раскрывает. Сторона защиты приглашает свидетелей, (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей).

Суд присяжных

Тов. Сталин – в процессе судебного заседания отвечает на вопросы сторон, в конце выступает с последним словом.

Цель: оценить политику И.В. Сталина с положительной или отрицательной стороны. Рассмотреть и примирить противоположные точки зрения на личность и политику Сталина.

Вопросы для подготовки:

1. Личность Сталина. Основные биографические данные дореволюционного периода.

2. Сталин в 1913 г. Знакомство с Лениным. Участие Сталина в революции 1917 г. Статья Сталина «Марксизм и национальный вопрос».

3. Эволюция советской экономической политики в 1920-х-1930-х ХХ вв.: военный коммунизм, Нэп, индустриализация. Причина, сущность, итоги.

4. Сталин – путь к власти. Борьба с оппозиций в 1920-е гг. Сталин и Троцкий. Сталин и Зиновьев и Каменев. Объеденная оппозиция.

5. 1929 г. Великий перелом. Статья Сталина «Головокружение от успехов».

6. Формирование новой советской культуры в 1930-е гг.

7. Становление политической системы социализма «сталинского типа». В чем ее сущеность.

8. Репрессии 1930-х-1950-х. Убийство Кирова. Этапы репрессий, цифры, причины, оценки в историографии. Причина и сущность послевоенных репрессий.

9. Формирование культа личности Сталина и его последствия.

10. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-1930-е., 1940-нач. 1950-х гг.

 

Письменно:

 

Проведите сравнительный анализ политики военного коммунизма, НЭПа и курса на индустриализацию и коллективизацию и заполните табличку.

 

Военный коммунизм

НЭП

Индустриализация и коллективизация

Цель экономической политики

 

 

 

Источник экономического роста

 

 

 

Приоритетное направление развитие хозяйства

 

 

 

Специфика развития промышленности

(тяжелая, средняя, легкая)

 

 

 

Специфика развития сельского хозяйства

 

 

 

Наличие товарно-денежных отношений

 

 

 

Наличие частного и иностранного капитала в экономике

 

 

 

Добавить свои критерии для сравнения

 

 

 

 

Темы докладов:

1 Культурная революция в СССР.

2 Советская Россия в системе международных отношений в 1920-1930-е.

3 Советско-финская война.

4 Пионерское движение в СССР.

 

 

Семинар 13. СССР в годы Великой Отечественной войны.

 

Вопросы для обсуждения:

1 Мир в 1930-е гг. Установление тоталитарных режимов в Германии, Италии, СССР, Японии. Лига наций в борьбе за мир.

2 Причины начала Второй мировой войны. Основные этапы ВОВ.

3 Чем нацизм отличается от фашизма и национализма? Причины формирования нацистского режима. Планы нацистов в отношении СССР.

4 Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы. Сущность и историческое значение.

5 Советский тыл в годы войны: экономика, политическая система, культура, идеология.

6 Партизанское движение в годы ВОВ.

7 Деятельность советской разведки и контрразведки в годы ВОВ.

8 Ленд-лиз.

9 Репрессии и депортации народов в годы ВОВ.

10 Коллаборационизм во время Второй мировой. Русская Освободительная армия Власова.

11 Женщины на фронтах ВОВ.

12 Наука и техника в годы ВОВ.

13 Международные отношения в годы ВОВ. Открытие второго фронта – переговоры, открытие и итоговое значение события. Обсуждение послевоенного устройства мира членами «большой тройки».

14 Участие СССР в разгроме Японии.

15 Итоги Великой Отечественной и Второй Мировой войны.

16 Бауманцы в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны.

 

 

Семинар 14. Холодная война и её влияние на развитие послевоенного СССР. Развитие науки и техники в СССР.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Причины и сущность «холодной войны».

2. Гонка вооружений. Создание военно-политических блоков и участие сверхдержав в военных конфликтах в странах третьего мира.

3. Создание СЭВ, ОВД. Как поделился мир после Второй Мировой войны.

4. Карибский кризис, причины, сущность, итоги.

5. Борьба за власть после смерти Сталина. Кто боролся, кто победил?

6. Внутренняя политика Н.С.Хрущева. «Оттепель» в СССР.

7. Эпоха застоя в СССР. Внутренняя и внешняя политика СССР в период правления Л.И. Брежнева.

8. СССР в нач. 1989-х гг. Проблема геронтократии в СССР, «пятилетка пышных похорон».

9. СССР на международной арене в нач. 1980-х гг.: новое ядерное обострение, Олимпиада в Москве 1980 и в Лос-Анджелесе 1984, ввод войск в Афганистан.

 

Темы докладов:

1 Космическая гонка СССР и США

2 Величайшие достижения советской науки

3 Спорт в СССР

4 СССР и Куба

 

 

Семинар 15. Суд над Горбачевым

Участники семинара:

Сторона обвинения – формулирует тезисы обвинения против Горбачева, просит судей о мере пресечения для обвиняемого. Сторона обвинения приглашает свидетелей, задает им вопросы (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей). Во время прений сторона обвинения детально раскрывает каждый тезис обвинения.

Сторона защиты – формулирует тезисы защиты, в ходе прений детально их раскрывает. Сторона защиты приглашает свидетелей, (список свидетелей формируется в процессе подготовки к семинару, студенты, выступающие свидетелями, продумывают ролевое поведение своих персонажей).

Суд присяжных

Горбачев – в процессе судебного заседания отвечает на вопросы сторон, в конце выступает с последним словом.

Цель: оценить политику перестройки в контексте распада СССР. Оценить роль Горбачева в этом процессе.

 

Вопросы для подготовки:

 

1. Причины, цели и этапы «перестройки».

2. От ускорения социально-экономического развития к реформе политической системы.

3. «Гласность».

4. «Новое политическое мышление».

5. «Парад суверенитетов» и демонтаж союзной государственности. Назовите факторы, которые привели к распаду СССР. Как вы думаете, можно ли было сохранить СССР?

6. Дискуссии в историографии о причинах распада СССР. Какие существуют точки зрения отечественных и зарубежных ученых на сущность и феномен «Перестройки»?

 

Письменность:

 

Заполните табличку: «Перестройка» в 1985-1991 гг.»

Хронологические рамки

 

Цели

 

Этапы (с хронологическими рамками и характеристикой каждого этапа)

 

Основные черты периода

 

Итоги (с разбивкой по сферам)

 

 

Семинар 16. Россия в 1990-начало 2000-х.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Распад СССР. Беловежское соглашение. Референдумы в СССР и УССР 1991 г.

2. Путч августа 1991 г.

3. Конституционный кризис 1991 г. причины, стороны, решение конфликта.

4. Трудности перехода от командной экономической системы к рыночной в 1990-е.

5. Становление новой политической системы. Шоковая терапия. Реформы Гайдара

6. Приватизация: идеи и итоги

7. Первая и вторая русско-чеченские кампании. Итоги.

8. Приход к власти В.В. Путина. Внутренняя и внешняя политика в 2000-2008 г.

9. Медведев на посту президента. «Перезагрузка» отношений с США. Визит Б.Обамы в РФ. Проблема модернизации в современной России. Сколково.

10. Протестные движения в РФ в 2011-2012 гг.

11. Россия в 2012-2016 гг. Вешняя и внутренняя политика президента В.В.Путина.

 

 

 

 

Вопросы для повторения перед модулями –

они же вопросы для зачета для тех, кто плохо работал на семинарах.

 

 

1 модуль

«Русь в средневековом мире (IXXV вв.)»

 

1 История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

2 Концепции этногенеза восточных славян.

3 Восточные славяне в древности.

4 Образование и начальные этапы становления Древнерусского государства.

5 Крещение Руси.

6 Древняя Русь: проблемы политического и социально- экономического развития (XIXII вв.).

7 Внешняя политика Древней Руси.

8 Причины и сущность феодальной раздробленности. Русские земли в удельный период: модели развития.

9 Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.

10 Культура Руси домонгольского периода

11 Русь и Золотая Орда (XIIIXV вв.).

12 Этапы и особенности формирования единого Русского государства (XIV— конец XV вв.).

13 Московская Русь в XVI веке: проблемы внутренней и внешней политики.

14 Тенденции развития русской культуры в конце XVXVI вв.

 

2 модуль «Россия в контексте мирового развития

(XVI — начало XX вв.)»

 

 

15 Опричнина.

16 Смутное время в истории России.

17 Особенности политического и социально-экономического развития России в XVII веке.

18 Социальные движения XVII века. Церковный раскол.

19 Внешняя политика России в XVII вв.

20 Русская культура в XVII веке.

21 Россия в эпоху Петровских преобразований.

22 Эпоха «Дворцовых переворотов»

23 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Второй.

24 Основные направления внешней политики России в XVIII веке.

25 Реформы и контрреформы второй половины XIX века.

26 Общественная мысль России в первой четверти XIX века. Восстание декабристов.

27 Основные направления внешней политики России в XIX веке.

28 Наука и техника во второй половине XVIII -начале XX вв. ИМТУ в пореформенный период.

 

3 модуль

«Россия в мировом историческом процессе (XХ — начала XXI вв.)»

 

29 Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.

30 Россия в Первой мировой войне.

31 1917 год в истории России (от Февраля к Октябрю: альтернативы 1917 года).

32 Гражданская война в России. 1918 — 1922.

33 Эволюция советской экономической политики в 1920-1930-х гг.

34 Страна Советов в системе международных отношений в 20-30-е ХХ в.

35 Международные отношения и внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны СССР в годы Великой Отечественной войны.

36 «Холодная война» и её влияние на развитие послевоенного СССР.

37 Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в 1953 — 1964 гг.

38 Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

39 «Перестройка» и распад СССР.

40 Общественно- политическое и экономическое развитие России в 1992 — 2000 гг.

41 Политическое и социально-экономическое развитие России в конце XX — начале XXI века.

42 Россия в современном мире: внешнеполитические аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

5.1. Основная учебная литература

1. Крутько П.Д. Очерки истории высшего технического образования. – Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 140 с.

2. История России: для студентов технических вузов. Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. Питер, 2013.

3. История России для технических вузов: учебник для бакалавров/ под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 639 с.

4. История России. Учебник / А.С.Орлов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 527 с.

5. История России: учебник для вузов / Ш.М.Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Норма, 2015. – 607 с.

6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – Москва : Проспект, 2015. – 536 с.

7. Павлихин Г.П. Выдающиеся воспитанники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1868-1930 / Г.П. Павлихин, Г.А. Базанчук. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2010. – 444с.

8. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов и др.; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак.- 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 588 с.

 

5.2. Дополнительная учебная литература

 

1 Демократия и модернизация. Дискуссии о вызовах XXI века./ Под ред. В.Л. Иноземцев. – М.: Европа, 2010. – 318 с.

2 Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. – М.: РОССПЭН, 2011. – 719 с.

3 История России в новейшее время. 1985 – 2009 гг.: учеб. / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М.: Проспект, 2010. — 420 с.

4 Козляков В.Н. Михаил Федорович. — М.: Молодая гвардия, 2010. – 352 с.

5 Борисов Н.С. Дмитрий Донской. Москва: Молодая гвардия, 2014. – 505с.

6 Курукин И.В. Романовы. Москва: Молодая гвардия, 2012. – 509 с.

7 Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – 3-е изд. Москва: Молодая гвардия, 2011. – 328 с.

8 Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / Отв. Ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. – М.: Новый хронограф, 2012. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

5.3. Кафедральные издания и методические материалы

 

1 История науки и техники в России. В 3 Ч. / Под ред. К.В. Федорова, Б.Н. Земцова. — Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. — 292 c.

2 Российская империя XVIII— начала XX века: формирование полиэтнического пространства. Под ред. Б.Н. Земцова. Москва: Изд-во МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2014. – 92 с.

3 Россия и мир во второй половине XX – начале XXI в.: поиск модели развития. Под ред. Т.Р. Суздалевой. Москва: МГТУ им.Н.Э. Баумана, 2013. – 112 с.

 

 

 

5.4. Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1 Электронная библиотека: тексты исторических источников; базы данных по экономической истории кон. ХIХ – начала ХХ вв. — http://www.hist.msu.ru

2 Хронос. Исторические источники IХ – ХХ вв. — http://hrono.ru/dokum/docum.html

3 Российский общеобразовательный стандарт. Министерство образования и науки РФhttp://historydoc.edu.ru

4 Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru

5 Российский государственный социальный университет. Образовательные ресурсы Интернета (Учебники и справочники по истории России) — http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm

6 Федеральный фонд учебных курсов — http://www.ido.rudn.ru/ffec/hist-index.html

7 Электронная библиотека Гумер. История — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php

8 Скепсис. Научно-просветительский журнал — http://scepsis.ru/library/history/page1/

9 Книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, генеалогии, философии, изданные преимущественно до 1917 года — http://gbooks.archeologia.ru

10 Исторические науки. Издания до 1917 года включительно — http://rutracker.org/forum/viewforum.php?f=2020

 

 

 

 

 





Внимание, только СЕГОДНЯ!