МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ магистров

История органов и учреждений юстиции России относится к числу историко-юридических дисциплин. Она призвана дать специализированные знания магистрантам в области эволюции структур, институтов и механизмов юстиции РФ, а также взаимодействия и взаимообусловленности государственных структур и правовых институтов.

Она представляет собой интегративный курс, поэтому резюмируется, что магистранты, изучающие данную дисциплину, обладают необходимыми знаниями в области теории и истории государства и права, истории учений о праве и государстве, отраслевых юридических науках, имеют навыки толкования права, составления конспектов, написания рефератов и контрольных работ, а также организации самостоятельной работы с памятниками права и произведениями научной литературой.

По истории органов и учреждений юстиции в России читается лекционный курс объемом 4 часов, и проводятся семинарские занятия объемом 16 часов. За период изучения дисциплины магистранты сдают зачет и зачет с оценкой по всему курсу. Таким образом, работа магистрантов над данным курсом идет по трем направлениям: прослушивание лекций; участие в работе семинарских занятий; самостоятельное изучение источников, обязательной и дополнительной литературы.

Основные этапы овладения знаниями заключаются в следующем:

1) прослушивание и конспектирование лекций;

2) самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной литературой;

3) работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

4) Подготовка контрольного задания.

Лекционные занятия построены по наиболее сложным и дискуссионным проблемам истории развития органов и учреждений юстиции в России. В результате изучения курса «История органов и учреждений юстиции России» магистранты должны иметь представление о процессе их государственно-правого развития в России, о развитии органов и учреждений юстиции и других государственных институтов, об исторической преемственности органов и учреждений юстиции России в истории государства и права России.

Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае магистранты должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами. Возможны проведение лекции-экскурсии с использованием информационных технологий или организация лекции с посещением музеев и мест, связанных с историей развития органов и учреждений юстиции России.

Семинарские занятия проводятся в целях усвоения и закрепления знаний, полученных магистрантами в ходе лекционных занятий. Основное внимание следует уделить содержанию и определению правовых понятий и категорий, имеющих принципиальное методологическое положение в системе курса «История органов и учреждений юстиции России».

В процессе подготовки к семинару магистранту следует внимательно ознакомится с соответствующими разделами учебника по истории органов и учреждений юстиции в России, просмотреть конспект лекции и изучить источники, выносимые на данный семинар. При подготовке к семинару рекомендуется составлять развернутый план или тезисы вопросов, выносимых на семинарское занятие, которыми можно пользоваться во время семинарского занятия.

В ходе семинарских занятий магистранты могут выполнять письменные задания. По предложению преподавателя занятия могут проводиться в форме выступлений отдельных студентов с заранее подготовленными рефератами либо в виде свободной дискуссии по обсуждаемой теме.

Реферат (от лат. «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения магистрантом необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска. С помощью рефератов магистрант глубже постигает наиболее сложные проблемы курса истории органов и учреждений юстиции России, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего магистранта, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести научно обоснованную полемику по юридическим вопросам.

Процесс написания реферата включает в себя:

— выбор темы;

— подбор литературы и иных источников, их изучение;

— составление плана;

— написание текста работы и ее оформление;

— устное изложение реферата.

В курсе истории органов и учреждений юстиции России темой реферата может стать любой вопрос из семинарского задания. А так же магистрант при желании может сам предложить ту или иную тему, согласовав ее предварительно с руководителем семинара.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций.

В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал.

План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Реферат должен состоять из введения, в котором кратко обосновывается актуальность темы, из основной части, в которой дается характеристика исторической эпохи (реформы отечественной юстиции). В заключении формулируются выводы работы.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Объем реферата 12 страниц печатного теста (1,5 интервал), размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman.

Требования к подготовке контрольного задания такие же, как и к подготовке реферата.

Особое внимание магистрант должен уделить подготовке к зачету и зачету с оценкой. В идеале к зачету необходимо готовиться сразу после прослушивания первой лекции. Именно конспектам «живых» лекций следует уделить особое внимание. «Живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальны, наглядны и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную информацию. Затем по значимости следуют конспекты семинарских занятий и уже потом учебник, рекомендованный преподавателем.

 

Контрольные задания

3 семестр

1.Предмет и метод курса История органов и учреждений юстиции.

2.Органы и учреждения юстиции в древнейших государствах на территории России.

3.Органы и учреждения юстиции в Древнерусском государстве.

4.Органы и учреждения юстиции в период раздробленности Русской земли

5.Органы и учреждения юстиции в Золотой Орде и в других средневековых государствах на территории России.

6.Органы и учреждения юстиции в Русском централизованном государстве.

7.Органы и учреждения юстиции в XVI в.

8.Органы и учреждения юстиции в России XVII в.

9.Органы и учреждения юстиции в России при Петре I.

10.Юстиц-коллегия.

11. Сенат.

12. Синод.

13.Органы и учреждения юстиции в XVIII в.

4 семестр

1.Органы и учреждения юстиции в первой половине XIX в.

2.Министерство юстиции Российской империи.

3. Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК).

4.Судебные уставы России 1864 г.

5.Органы и учреждения юстиции пореформенной России.

6. Реорганизации в юстиции XIX в

7.Органы и учреждения юстиции в России начала ХХ вв.

8.Органы и учреждения юстиции советского государства 1917-1920-х гг.

9.Наркомат юстиции.

10.ГУЛАГ.

11.Органы и учреждения юстиции в 1930-1950-х гг.

12.Министерство юстиции СССР.

13.Органы и учреждения юстиции в СССР 1950-х -1991 гг.

14. Реорганизации в МЮ СССР.

15.Формирование органов и учреждений юстиции РФ.

16.Министерство юстиции РФ в 1990-е гг.

17.Органы и учреждения юстиции в РФ в настоящее время.

 





Внимание, только СЕГОДНЯ!