Санкт-Петербургский государственный университет

 


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История государственных учреждений и государственной службы в России

History of Public Institutions and Civil Service in Russia


Язык(и) обучения

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 3

Регистрационный номер рабочей программы: 021170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

Раздел 1.   Характеристики учебных занятий

 

1.1.   Цели и задачи учебных занятий

Основными целями курса является:
Сформировать у студентов представление об истории и логике развития отечественной системы государственного управления и государственной службы в контексте социально-политических изменений.


Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач курса:
— проанализировать различные подходы к исследованию процесса становления российской системы государственного управления;

— определить особенности российской системы административно-государственного управления на разных этапах развития;

— представить и разъяснить студентам социально-политические условия административных реформ в истории России;

— выявить отличительные особенности современной российской административной системы и современной государственной службы.

 

1.2.   Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Для успешного освоения изучения данного курса студенты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «История», «Современная российская государственная политика и управление», «Политический анализ и прогнозирование», «Теория и история политических институтов».
Данная дисциплина изучается в восьмом семестре по выбору.

 

1.3.   Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В результате освоения дисциплины студент должен:
— знать сущность основных понятий спецкурса, содержание истории государственных учреждений и государственной службы в России, этапы и логику развития отечественной системы государственного управления;

— уметь использовать категориальный аппарат дисциплины в учебной, научной и общественно-политической практике;

— владеть навыками анализа уроков государственной политики по формированию и совершенствованию органов государственного управления
.

 

1.4.   Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Преподавание спецкурса осуществляется с применением активных методов обучения. Все лекции и семинары носят проблемный характер. На семинарах каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример (case-study) из реальной политической жизни.
По каждому занятию предусмотрено выполнение заданий (домашних работ). Предусматривается выполнение самостоятельных работ студентами. В качестве самостоятельных работ (по согласованию с преподавателем) могут быть засчитаны: рефераты, эссе, аннотированный список литературы по теме, аннотированный список Internet-ресурсов по теме, анализ события.

Активные методы обучения:

Лекционные занятия в интерактивном режиме – 4 ч.

Выполнение практических заданий – 2 ч.

Подготовка и представление презентаций – 6 ч.
Разбор конкретных ситуаций – 2 ч.

Дискуссии – 6 ч.

Каждый семинар предполагает самостоятельную работу, которая должна быть выполнена студентом к моменту занятия. Во-первых – это самостоятельное ознакомление с основной и дополнительной литературой к каждой из тем курса. Во-вторых, студенту необходимо подготовить ответы на перечень вопросов, которые даются к каждому семинару. Для этого он также может использовать конспект лекций. Кроме того, рекомендуется по отдельным темам поручать студентам подготовку докладов и презентаций.

При подготовке доклада необходимо учитывать, что его продолжительность должна составлять не более 10-15 минут. При наличии возможности использовать проектор, студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS
PowerPoint. На слайдах студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления. Преподаватель должен рекомендовать студентам представлять список использованных для подготовки доклада источников. При подготовке доклада студенту рекомендуется использовать основную и рекомендуемую литературу к курсу. Возможно также использование других источников, которые студент должен предварительно обсудить с преподавателем.
За каждым докладом должно следовать обсуждение. Для стимуляции дискуссии на каждый из докладов можно назначать оппонента, который готовит несколько вопросов к докладчику. Вопросы должны быть четко сформулированы и должны соответствовать теме семинара. Вопросы задаются непосредственно докладчику, но при затруднении на них может ответить любой студент из группы. Кроме того, можно попросить, чтобы сам докладчик приготовил 1-2 вопроса к группе по теме своего выступления. Вопросы, которые задает сам докладчик, должны стимулировать внимание аудитории к докладу. Вопросы к докладчику в основном должны задавать студенты. На семинаре студент должен учиться отстаивать свою точку зрения и аргументированно представлять ее аудитории.

При оценке качества работы студентов на семинарском занятии преподаватель должен учитывать степень активности студента в обсуждении основных вопросов, содержание ответов на вопросы и полноту раскрытия темы в рамках презентаций, структуру выступления, умение правильно формулировать вопросы по теме семинарского занятия, проработку и использование основной и дополнительной литературы к курсу, умение приводить примеры, раскрывающие ту или иную политологическую тему.
На практических занятиях крайне необходимо уделять внимание разбору кейсов. Кейс-метод, как образовательная технология, предполагает анализ ситуаций. Разборка конкретных случаев составляет существенную часть работы по подготовке специалистов. Задача состоит в том, чтобы студенты научились иллюстрировать теоретические положения на конкретных примерах. Кейс-метод направлен на то, чтобы студент мог применить полученные в ходе обучения знания в практической ситуации. Разбор ситуаций на семинарском занятии способствует активному усвоению и закреплению знаний. Он направлен на развитие аналитического мышления студента. Кроме того, преподаватель может предложить проанализировать конкретную ситуацию, распределив студентов на маленькие группы по 3-4 человека. Для обсуждения проблемы дается некоторое время, и затем преподаватель выбирает одного из студентов из каждой группы, который должен резюмировать итог обсуждения. Данная практика способствует развитию коммуникативных способностей студента.

Эссе – самостоятельная работа, связанная с изложением собственной позиции студента относительно предложенной темы не менее, чем на 4 страницах (текст
Time News Roman, 14 пт, 1,5 интервал). До сдачи экзамена необходимо написание эссе, которое проверяется преподавателем или выполнение практического задания.

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий

2.1.   Организация учебных занятий

 

 

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

итоговая аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

сам. раб. с использованием

методических материалов

текущий контроль (самаб.)

промежуточная аттестация (самаб.)

итоговая аттестация

(самаб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 4

16

40

10

 

 

 

 

 

2

 

10

 

3

 

27

 

20

3

 

2-100

10-25

2-100

 

 

 

 

 

2-100

 

10-25

 

1-1

 

1-1

 

 

 

ИТОГО

16

40

10

 

 

 

 

 

2

 

10

 

3

 

27

 

 

3

 

 

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды

Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обученияочная

Семестр 4

 

 

экзамен, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

 

 

 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

 

Период обучения (модуль): Семестр 8

 

п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Вводная лекция

лекции

2

практические занятия

 

по методическим материалам

 

2

Управление в Древнерусском государстве и русских княжествах

IX -XV вв.

лекции

2

практические занятия

 

по методическим материалам

 

3

Государственный аппарат периода образования централизованного

государства конец XV — начало XVII в.

лекции

2

практические занятия

2

по методическим материалам

 

4

Государственные учреждения XVII в. и процесс формирования государственной службы.

лекции

2

практические занятия

 

по методическим материалам

 

5

Государственный аппарат и особенности управления Российской империи в XVIII в.

лекции

2

практические занятия

2

по методическим материалам

 

6

Государственное управление в Российской империи

в первой половине XIX века

лекции

4

практические занятия

2

по методическим материалам

 

7

Изменения в государственном управлении Российской империи
в 1861 – 1904 гг
..

 

лекции

2

практические занятия

2

по методическим материалам

 

8

Изменения в государственных учреждениях России в 1905 — 1914 гг.. Становление российского парламентаризма

 

лекции

2

практические занятия

2

по методическим материалам

 

9

Советский государственный аппарат в 1917-1922 годы

 

лекции

 

практические занятия

2

по методическим материалам

 

10

Государственный аппарат (1920-е — 1930-е годы)

лекции

 

практические занятия

4

по методическим материалам

 

11

Перестройка органов управления страной и вооруженными силами в период Великой Отечественной войны.

лекции

2

практические занятия

4

по методическим материалам

 

12

Система государственного управления в период 1954-1985.

лекции

 

практические занятия

4

по методическим материалам

 

13

Изменение системы государственных учреждений и государственной службы РФ. (1985-2015гг.)

лекции

 

практические занятия

4

по методическим материалам

 

 

 

Тема 1. Вводная лекция.

Признаки государства. Формы правления. Формы государственного устройства, функции государства. Понятия «государственное учреждение», «орган государства», «государственный аппарат», «государственность», «ведомство», «общественные организации». Источники и историография. Законодательные материалы. Основные публикации законов дореволюционной России. Полное собрание законов Российской империи. Новейшие публикации законов. Делопроизводственная документация. Отчеты и стенографические отчеты Сената, Государственного Совета и др. Ведомственная печать. Публикации документов в историко-публицистических журналах. Значение архивных материалов для изучения истории госучреждений дореволюционной России. Основные принципы построения архивного дела в России и проблемы поиска документов.
Русское государство в трудах Н.М. Карамзина. «Государственная школа» (А.Д.
Градовский, З.К. Чичерин, С.М. Соловьев). Идеи правового государства в государственно-правовой мысли дореволюционной России (А.С. Алексеев. Б.М. Гессен. Н.М., Коркунов и др.опросы российской государственности в руках советских историков (Н.П. Ерошкин, П.А. Зайончковский, Н.И. Павленко, С.М. Троицкий, С.Б. Мироненко, А.Я. Аврех, Е.Д. Черменский, К.Ф. Шацилло, С.О. Шмидт и др.) Изучение отдельных государственных учреждений во второй половине XIX — начале XX вв., в советское время и в современный период.

 

Тема 2. Управление в Древнерусском государстве и русских княжествах
IX -XV вв.

Возникновение государства у восточных славян. Князь. Дружина. Полюдье. Бояре. Посадники. Тиуны. Вече. Феодальные съезды. Суд в Древней Руси.
Политическая и феодальная раздробленность: причини, хронология, основные центры. Феодальная монархия и феодальная республика.

Новгородская феодальная республика: Вече, Совет господ, архиепископ, посадник и тысячник,
князь.

Возвышение Московского княжества. Иван Калита. Феодальный совет, бояре. Тысяцкий, окольничий, казначей. Личное хозяйство князя и управление им. «Путные бояре».

Местное управление в Московском княжестве: уезд, волости, станы, наместники и волостели. Система «кормлений».

 

Тема 3. Государственный аппарат периода образования централизованного
государства конец XV — начало XVII в.

Великий князь московский (царь). Боярская дума: прерогативы и функции. Боярская дума во время правления Ивана Грозного. «Избранная рада». Возникновение Земских соборов. Соборы XVI — начала XVIII века.
Центральные госучреждения. Образование приказной системы управления. Казенный двор. Разрядный и Поместный приказы.

Местные учреждения. Ограничение власти кормленщиков. Городовые приказчики. Губная реформа и губные органы. Земская реформа и земские органы. Система земского самоуправления.

 

Тема 4. Государственные учреждения XVII в. и процесс формирования государственной службы.

Самодержавие XVII века. Новая династия. Боярская дума: состав. Функции. Роль земских соборов в решении вопросов управления государством в первой и во второй половине XVII века.
Центральные учреждения. Особенности развития приказной системы. Важнейшие разряды. Сибирский приказ и его компетенции.

Местное управление. Воеводское правление. Земское и губное самоуправление. Взаимоотношения их с воеводами.


Тема 5. Государственный аппарат и особенности управления Российской империи в XVIII в.

Этапы развития государства в XVIII в. Социально-экономические причины установления в России абсолютизма, его законодательное закрепление. Высшие государственные учреждения. Правительствующий Сенат как орган законодательства, верховного управления, суда и надзора. Ликвидация патриаршества, образование Синода. Верховный тайный совет, Кабинет ее Величества. Конференция при Высочайшем дворе. Императорский совет. Совет при Высочайшем дворе — сущность и место этих учреждений в системе абсолютизма XVIII в.

Центральные государственные учреждения. Введение коллегиальной системы управления вместо приказной. Коллегии. Генеральный регламент 1720 г. Преображенский приказ и тайная канцелярия как органы политического сыска. Следственный процесс и теория формальных доказательств. Начало кризиса коллегиальной системы управления с 60-х гг. XVIII в. Учреждение банков. Местные государственные учреждения в первой половине XVIII в. Административно-территориальное деление. Реформа местного управления 1709-1719 гг. Реформа городского сословного управления 1723-1724 гг. Судебные учреждения. Реформы 1775-1785 гг. Новое административно-территориальное деление. Генерал-губернаторы. Губернские учреждения. Система общесословных и сословных судов. Городская полицейская реформа 1728 г. «Устав благочиния». «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. и создание местной дворянской корпорации. Роль органов дворянского самоуправления в местном управлении и суде. Городские сословные органы. «Грамота на право и выгоды городам Российской империи» 1785 года.

 

Тема 6. Государственное управление в Российской империи
в первой половине XIX века

Общая характеристика и особенности крепостного самодержавия первой половины XIX века. Социально-экономические и политические причины реформ высших и центральных учреждений в начале XIX века. Планы государственных преобразований М.М. Сперанского. Подготовка «Государственной уставной грамоты Российской империи» (конституции). Крушение реформаторских замыслов. Пути укрепления идеологии абсолютизма. Кодификация законов России во второй четверти XIX в. Кризис государственного аппарата в середине XIX века.
Высшие государственные учреждения. Непременный совет. Негласный комитет. Создание Государственного совета и его аппарата. Законодательный механизм абсолютизма в первую половину XIX в. Учреждение Комитета министров. Его состав и компетенция. Изменения в организационном устройстве и деятельности Сената в дореформенный период. Сенатские ревизии. Следственный комитет (комиссия) и Верховный уголовный СУД 1820 г. Ведомство русской православной церкви в самодержавном крепостническом государстве. Высшие комитеты.
Отделения Собственной е.и.в. канцелярии. Организация политического сыска. Отдельный корпус жандармов и его аппарата.

Центральные государственные учреждения. Манифест 1802 г. об учреждении министерств. Взаимоотношения министерств и коллегии. Оформление ведомств. Новые министерства и главные управления. «Общее учреждение министерств» 1811 г. Введение единообразия в организацию и деятельность министерств.
Министерства внутренних дел и полиции. Высвобождение МВД от некоторых административно-хозяйственных функций и усиление его карательных звеньев в
1820-1860-е гг. Почтовое ведомство. Организационное устройство Министерства юстиции

Министерство финансов и Финансовый комитет. Мануфактурный и Коммерческий советы. Горное ведомство. Особенности финансового образования. Оформление аппарата Главного управления путей сообщения в 1809-1811 гг. Милитаризация ведомства путей сообщения. Министерство государственных имуществ. Система «государственного феодализма». Реформа управления государственными крестьянами конца 1830- начала 1840-х гг.

Местные государственные учреждения. Генерал-губернаторы. Губернаторы (гражданские и военные). Административные учреждения. В губерниях и уездах. Особенности полицейских учреждений в столицах, губернских и уездных городах. Местная уездная система. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства. Следственный процесс и теория формальных доказательств. Прокурорский надзор за местным государственным аппаратом. Управление казенным хозяйством.
Особенности управления национальными окраинами. Аппарат управления в Финляндии, Прибалтике, Польше, Средней Азии, Сибири и на Кавказе.

 

Тема 7. Изменения в государственном управлении Российской империи
в 1861 – 1904 гг
..

Приспособление государственного управления к нуждам капиталистической модернизации России. Борьба правительственных группировок вокруг реформ 50-70 гг. Пореформенная бюрократия. Укрепление основных звеньев государственного аппарата и карательные мероприятия правительства. Контрреформы в 80 — 90-х годов. Временная стабилизация в обществе и ускоренное экономическое развитие России. Основные противоречия политического развития России в начале XX века.
Высшие государственные учреждения. Роль Государственного совета в проведении буржуазных реформ. Законодательный механизм самодержавия. Компетенция Комитета министерств и Совета министерств.
Отделения Собственной е.и.в. канцелярии в 60-70-х гг. Изменения в структуре Сената в связи с судебной реформой 1864 г. Кассационные департаменты. Святейший Синод и попытки усиления идеологического влияния церкви на народные массы. Высшие комитеты пореформенной России.
Центральные государственные учреждения. Попытки децентрализации управления и сокращения второстепенных звеньев государственного управления в конце 50 — 60-х гг. Дальнейшая бюрократизация аппарата. Изменения общих принципов устройства и деятельности министерств и отдельных управлений.

Министерство внутренних дел. Усиление административно-полицейских функций органов министерства.

Министерство финансов. Изменение налоговой системы и учреждений, владеющих ею. Департамент и Совет торговли и мануфактур. Создание органов фабричной инспекции. Изменения в системе кредитных «установлений». Государственный, Крестьянский и Дворянский банки. Установление винной монополии. Денежная реформа. Деятельность С.Ю. Витте.

Реформы государственного контроля. Железнодорожное строительство и создание Министерства путей сообщения.

Новое «Учреждение императорской фамилии». Преобразование Кабинета е.и.в. в Главное управление уделов. Министерство народного просвещения в период буржуазных реформ. Министерство юстиции и судебная реформа.
Местные государственные учреждения. Усиление административно-полицейских органов на местах. Положение 14 августа 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Реформа полиции.

Городское самоуправление по реформе 1870 г. Процесс усиления правительственной опеки за земскими и городскими учреждениями. Земская контрреформа 1890 г. Городовое положение 1892 г.
Принципы судоустройства и судопроизводства по судебным уставам 1864 г. Особенности судопроизводства. Учреждение военных округов. Состав военно-окружного управления. Воинские начальники и их канцелярии. Военно-учебные заведения в пореформенной России. Изменение принципа комплектования армии. Изменения в управлении национальными окраинами в связи с реформами 60-70-х гг.

 

Тема 8. Изменения в государственных учреждениях России в 1905 — 1914 гг.. Становление российского парламентаризма

Революция 1905-1907 гг. и самодержавие. Манифест 17 октября 1905 г. Новая редакция основных государственных законов. Проблемы укрепления социальной опоры власти и повышения эффективности государственного управления. Предвоенные реформы государственного аппарата и ускорение социально-экономического развития. Подготовка к войне. Усиление позиций буржуазии в государственном управлении.
Учреждение Государственной думы, ее роль и место в государственном аппарате самодержавия. Организация работы Государственной думы. Опыт российского парламентаризма. Новое устройство и функции Государственного совета. Совет государственной обороны. Учреждение Совета министров. Значение ст. 87 Основных государственных законов. Малый Совет министров.

Восстановление боевой мощи армии и флота после поражения в русско-японской войне. Образование Главного управления Генерального штаба. Реформа Военного министерства в 1905-1910 гг. Восстановление должности морского министра. Образование Морского генерального штаба. Временное положение об управлении морским ведомством 1911 г. Положение о полевом управлении войск в военное время.

Основные учреждения, осуществлявшие
столыпинскую аграрную реформу.
Управление национальными окраинами. Государственный аппарат Российской империи во
время первой мировой войны. Кризис государственного управления.

Особенности деятельности Государственного совета и Государственной думы в годы войны. Прогрессивный оппозиционный блок. Кризис законодательного механизма самодержавной России. Расширение полномочий правительства и его председателя.
Свержение самодержавия. Временный комитет Государственной думы и образование Временного правительства. Советы. Сущность двоевластия. Сохранение и попытка использовать основные звенья старого государственного аппарата.

Развал карательного механизма в связи с ликвидацией полиции, жандармерии, изменениями в законодательстве. Создание новых министерств. Основные тенденции при реорганизации центральных государственных учреждений. Учредительное собрание: идея, юридическая и организационная подготовка к выборам. Провозглашение России республикой. Всероссийское демократическое совещание и Временный совет республики (Предпарламент). Директория и третье коалиционное правительство. Многовластие и безвластие.

Губернские и уездные комиссары Временного правительства. Положение о комиссарах 25 сентября 1917 года. Новый порядок выборов в учреждения земского и городского самоуправления. Районные думы. Волостное земство. Учреждение милиции. Система судоустройства по положению 30 мая 1917 года. Земельные комитеты. Комиссары труда, примирительные камеры, третейские суды и т.п. Продовольственные комитеты. Вмешательство профсоюзов в вопросы государственного управления. Викжель.
Временное правительство и национально-освободительное движение. Общенациональный кризис осенью 1917 года. Падение Временного правительства. Переход власти к Советам.

 

Тема 9. Советский государственный аппарат в 1917-1922 годы

Общая характеристика периода. Образование РСФСР. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР.
Всероссийские съезды Советов. ВЦИК и его Президиум. Правительство РСФСР: образование, состав, функции. Совет рабочей и крестьянской обороны. Малый Совнарком.

Чрезвычайные органы управления: ВЧК, ревкомы, комбеды. Местные органы власти в РСФСР. Административно-территориальное устройство в первые годы Советской власти. Организационные формы местных Советов, их многообразие. Конституция РСФСР 1918 г. о Советах. Съезды Советов. Советы и исполкомы. Избирательная система.

Центральные органы управления народным хозяйством РСФСР. Управление промышленностью ВСНХ РСФСР. «Главкизм«, его сущность и значение. Начало трестирования и синдицирования. Управление сельским хозяйством.

Центральные органы управления социально-культурным строительством. Управление в области охраны труда и регулирования его условий. Центральные административно-политические органы РСФСР. Управление обороной страны. Наркоматы по военным и военно-морским делам. Центробалт. Организация управления Красной армией и флотом. Реввоенсовет Республики. Организация послевоенного управления армией.

Советские республики и их государственный аппарат в 1917-1922 гг. Советские республики, их взаимоотношения. Централизация управления отдельными отраслями под руководством органов РСФСР. Создание единой денежной системы и единого бюджета, централизация налоговой политики. Неоформленность взаимоотношений плановых и финансовых органов республик. Особенности договорной системы отношений.

 

Тема 10. Государственный аппарат (1920-е — 1930-е годы)

Образование СССР. Договор об образовании СССР и его гарантии. Конституция СССР 1924 г. о государственном аппарате. Функции государства. Административно-командная система как метод управления. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года. Высшие органы государственной власти и управления СССР. Съезды Советов РСФСР. Избирательная система. ЦИК СССР и его Президиум. Особенности законодательного механизма. Верховный Совет СССР: состав, построение, система выборов, компетенция. Съезд народных депутатов СССР.

Местные органы государственной, власти. Административно-территориальное устройство. Реформа 1929-1930 гг., ее сущность, значение. Местные органы власти по конституциям республик 1924-1925 гг. Съезды Советов. Избирательная система. Исполкомы, принципы их формирования. Перестройка местных органов власти на основе конституций республик 1937 года.

Общефедеральные административно-политические органы. Управление обороной страны. Военная реформа 1924-1925 гг., ее сущность, значение. Наркомат обороны СССР. Завершение реформы и переход к кадровой системе комплектования армии. Система экстерриториальных местных органов наркомата.

 

Тема 11. Перестройка органов управления страной и вооруженными силами в период Великой Отечественной войны.

ГКО, Ставка ВГК и Генштаб, органы полевого управления, институт военных комиссаров. Центральный штаб партизанского движения. Министерство обороны СССР. Система вооруженных сил СССР. Перестройка и изменения в аппарате управления министерств и армией.


Управление внешнеполитическими связями. Наркомат иностранных дел СССР: компетенция, система заграничных органов. Управление охраной общественного порядка и государственной безопасности. ОГПУ СССР. Учреждение наркоматов внутренних дел в республиках. Образование НКВД СССР, его функции
. компетенция. Особое совещание при наркоме, расширение функций наркомата. НКГБ СССР, его слияние с НКВД СССР (1942 г.). Перестройка органов государственной безопасности.

Национально-государственное строительство и государственные учреждения республик .Государственный аппарат республик. Высшие органы государственной власти и управления, система представительства в общефедеральных органах и в правительстве СССР. Особенности функционирования местных Советов в республиках. Роль РСФСР в оказании помощи республикам в хозяйственном и культурном развитии. Перестройка государственного аппарата республик на основе их конституций . Реорганизация госаппарата в 1946-1953гг.

 

Тема 12. Система государственного управления в период 1954-1985.

Незавершенность реформ государственного механизма 1954-1989 годов. Функции государства. Методы управления. Госаппарат и перестройка. Номенклатура и перестройка.

Высшие органы государственной власти и управления СССР. Съезды Советов РСФСР. Избирательная система. ЦИК СССР и его Президиум. Особенности законодательного механизма. Верховный Совет СССР: состав, построение, система выборов, компетенция. Съезд народных депутатов СССР. Введение института президентства.

Правительство СССР; состав, полномочия, компетенция. Малый СНК. ЭКОСО СССР. Изменение компетенции Правительства в 1954-1957 гг. Закон о Совете министров СССР 1978 г. Правительство в условиях перестройки.
Чрезвычайные органы. ГКО СССР: состав, компетенция. Городские
КО, их задачи, полномочия, особенности формирования. ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
Кризис власти: Советы в
1960-1980-е гг. Советы в условиях перестройки.
Общая реорганизация министерств 1953 г. и ее последствия. Переход к территориальной системе управления. Совнархозы. Попытки реформ в 1964-1965 гг. Реформа «среднего звена» управления.

Проблемы соотношения компетенции СССР и союзных республик. Попытки расширения прав республик в 1954-1957 гг.
Государственный аппарат республик в
1950-1980-е гг. Кризис управленческих структур.

 

Тема 13. Изменение системы государственных учреждений и государственной службы РФ. (1985-2015гг.)

Перестройка и изменения в системе органов власти и управления. Ликвидация Союза ССР и законодательство Российской Федерации о правопреемстве наследия СССР.
Госаппарат РФ: Президент, Верховный Совет, правительство, министерства и ведомства. Местные органы власти и управления: местные советы, представители Президента на местах. Ликвидация системы советов. Органы самоуправления на местах. «Суверенизация» автономий в составе РФ.

Конституция Российской Федерации 1993 г. о государственном строе, форме государства, форме правления и государственном аппарате. Президент и его аппарат. Федеральное собрание (Государственная дума и Совет Федерации), их полномочий, компетенция, избирательная система. Правительство РФ.

Отраслевые министерства и комитеты РФ. Чрезвычайные органы РФ, представители Президента, госкомитеты и министерства, их полномочия, компетенция.
Федеральные округа. Негосударственные учреждения в РФ: ассоциации, фонды, предпринимательские союзы.

 

 

Раздел 3.   Обеспечение учебных занятий

3.1.   Методическое обеспечение

3.1.1   Методические указания по освоению дисциплины

Программа курса, тексты лекций, планы семинаров, презентации по отдельным темам, использование интернета в качестве наглядного отображения материала.

 

3.1.2   Методическое обеспечение самостоятельной работы

В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы; задания для самостоятельной работы; темы докладов, рефератов, эссе; перечень вопросов к экзамену и методические рекомендации по подготовке к нему.
Самостоятельная работа обеспечивается доступом к основным информационным ресурсам, информационной базе данных, в том числе биографической, возможностью выхода в Интернет.


Методические рекомендации по самостоятельной работе

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, осуществляемая по заданиям, содержащимся в учебной программе, планах семинаров и практических занятий и под методическим руководством преподавателя. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных знаний студентом.

Учебной дисциплиной предусмотрены следующие виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, экзамену; написание докладов, рефератов, эссе.

На лекции преподаватель рекомендует студентам обязательную и дополнительную литературу, разъясняет методы работы с ней. Материал лекции будет усвоен лучше, если студент, идя на нее, уже имеет общее представление по теме.

Готовясь к семинарскому занятию, студенту необходимо сделать упор не на пассивно-описательном воспроизводстве учебного материала, а уделить первостепенное внимание формулированию, аргументации собственной позиции и собственного видения проблем, встающих перед политической наукой (на основе прослушанного курса лекций и проработанной литературы). Студент вправе критически относиться к получаемой информации относительно содержания политики национальной безопасности, анализа угроз, субъектов политики и сути политических процессов, по другим вопросам. Однако любая критика должна быть построена на глубоком доказательном и аргументированном материале.

Подготовку к семинарскому занятию следует начинать заранее, с уточнения плана и учебных целей. Определите из перечня учебных вопросов наиболее
сложные. Исходя из рекомендаций, полученных на лекции, изучите обязательную литературу, для углубления знаний воспользуйтесь списком дополнительной литературы. Овладение дополнительной литературой не является строго обязательным. Данная литература затрагивает ряд более детальных и специфических моментов в изучении основных тем. Перечень дополнительной литературы призван ознакомить студентов с более широким спектром литературы по заинтересовавшей их теме, дает возможность подготовиться к докладам на семинарах. Всячески приветствуются попытки студентов самостоятельно найти и ознакомиться с литературой, не упоминающейся в данной программе.
Обязательным является выполнение домашних заданий к семинарам. Рекомендуется их выполнять либо в отдельной тетради, либо в конце конспекта. Письменное выполнение этих заданий позволит каждому студенту к концу курса создать тематически структурированный альбом. Рекомендуется по всем вопросам семинара и практическим занятиям делать краткие пометки в рабочих тетрадях.

Методические рекомендации по написанию эссе

Студент в течение семестра по своему желанию может выполнять индивидуальное
исследование в виде эссе, презентация результатов которого проводится перед аудиторией.
Эссе — это краткая, самостоятельная научная работа, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Опираясь на учебную и научную литературу, студент в эссе должен выразить собственное мнение. Объем эссе не требует подробного введения и заключения. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен быть список использованной литературы.

Примерные темы рефератов и эссе

Управление в русских княжествах XIII-XV вв.

Судебник 1497 г. и Судебник 1550 г. (органы управления и суда)
равнительный анализ
Иностранцы о государственном управлении в России XVI-XVII вв.

Формирование приказной системы в России

Земские соборы в России

Чины, звания и титулы в Российской империи

Соборное уложение 1649 г. (органы управления и суда)

Учреждение губерний в России

Политическая борьба в России начала XIX в.
Государственная деятельность М.М. Сперанского

Государство и церковь в первой половине XIX в.

Губернаторы в России в первой половине XIX в.

Государственная деятельность Александра I (1801-1825 гг.)

Формирование и деятельность Государственной думы (I- IV Гос.
Думы)
Организация местного самоуправления в России в XX в. (до 1917 г.)

Становление механизма Советского государства.
Регулирование отношений между центром и местными органами
История Учредительного собрания в России

Правительственный блок большевиков и левых эсеров

Организация планирования. Госплан

Организация советской науки.

Организация местного самоуправления в годы Советской власти

Формирование новых принципов местного самоуправления в России в 1990-е гг.

Система наград в России и СССР.


 

3.1.3   Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

-посещаемость занятий и активность работы на них; (Посещение всех учебных занятий, предусмотренных учебным планом по дисциплине, является обязательным).

-результаты контрольных опросов( тесты, летучки)

-оценка письменных работ (домашних заданий, эссе).

Критерии оценивания формируются исходя из данных показателей, форм работы студентов, которые используются ими при освоении учебного материала дисциплины и методов измерения знаний студентов с учетом весовых коэффициентов важности показателей.

Максимальное количество баллов, которые может получить студент за изученный курс в семестре — 71. Для данной дисциплины выбрана комбинация следующих критериев текущего контроля успеваемости:

 

показатели

8 семестр, баллы максимум

присутствие на лекции, 1 балл за лекцию

10

присутствие на семинаре, 1 балл за семинар

14

активность на семинаре, обзор литературы по теме семинара, выступление с докладом на семинарских занятиях,

1-3 баллов

 

42

подготовка эссе , 3-5 баллов за эссе

5

ИТОГО

71

 

При оценивании результатов работы студентов на семинарских занятиях рекомендуется использовать следующие условия выставления оценок:

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные упущения в выполнении предусмотренных программой заданий или не выполнившему их.

Для перевода данных оценок в относительные (баллы) преподавателю рекомендуется придерживаться следующего правила:

-при оценке работы студента на семинаре- активности участия в дискуссиях, выступления с докладом на семинаре, выступления с обзором литературы — оценка «отлично» соответствует 3 баллам, оценка «хорошо»-2 баллам, оценка «удовлетворительно»- 1 баллу, оценка «неудовлетворительно»- 0 баллов;

-при оценке эссе — оценка «отлично» соответствует 5 баллам, оценка «хорошо»-4 баллам, оценка «удовлетворительно»-3 баллам, оценка «неудовлетворительно»- 0 баллов;

Если общее количество баллов в семестре составит менее 30 баллов, то студент по дисциплине не аттестуется.

Промежуточная аттестация имеет целью оценку учебной деятельности и качество освоения студентом дисциплины. Она проводится в виде экзамена.

Экзамен проводится после окончания учебного процесса в восьмом семестре в форме устного опроса. В билет включается два вопроса.

На экзамене проверяется:

1. степень овладения теоретическим материалом спецкурса;

2. характер усвоения базовых категорий дисциплины;

3. умение анализировать и сопоставлять различные взгляды на историю;

4. способность анализировать ситуации и аргументировано формулировать самостоятельные выводы.

 

Критерии оценки

Устный ответ оценивается «отлично» в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании студентом вопросов билета, является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты раскрываемого вопроса;

2) в нем полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу экзаменационного билета;

3) Ответ логически структурирован.

Ответ оценивается «хорошо» в случае, когда он не полностью соответствует критериям для получения оценки «отлично», но удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании студентом вопроса экзаменационного билета; содержит достаточно подробное изложение предмета вопроса, в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса; отсутствуют ошибочные положения;

2) в нем достаточно полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу билета;

Ответ оценивается «удовлетворительно» в случае, когда он не удовлетворяет критериям, для получения оценки «отлично» и «хорошо», но удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о понимании студентом вопросов билета лишь в основном, в целом, и (или) содержит неполное или неточное изложение предмета раскрываемого вопроса, а также отдельных основных понятий, относящихся к предмету вопроса, и (или) содержит отдельные ошибочные положения, которые не оказывают определяющего влияния на ответ;

2) в нем неполно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу билета.

Ответ оценивается «неудовлетворительно» в случае, когда он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

1) не соответствует вопросу билета;

2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;

3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к предмету вопроса билета;

4) не отражены существующие в зарубежной и отечественной исторической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу билета.

Кроме того, студент оценивается «неудовлетворительно» в случае нарушения студентом установленной процедуры, повлекшего его удаление с экзамена.

 

 

3.1.4   Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

На первом занятии преподаватель доводит до сведения обучающихся график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы, критерии оценки знаний при устном опросе, при проверке домашних заданий и рефератов, а также сроки и условия промежуточной аттестации.

Практическое задание:

1. На основе анализа развития системы госуправления в России выявить общее и особенное в периоды самодержавия, СССР и современном этапе.

Презентация:

Подготовить презентации на семинарские занятия.

Разбор конкретных ситуаций:

1. Исследовать социальную и демографическую ситуацию в РФ и выявить ее влияние на систему госуправления.

2. Согласно предложенной методики оценить ВПО в мире (регионе) и определить характер ее влияния на стиль и методы управления.

Вопросы к экзамену:

1. Предмет и задачи курса. Система госучреждений России (Х-ХХ вв.).
2. Источники и литература по истории государственных учреждений России X-начало ХХ вв.

3. Образование государства у восточных славян: причины формирования, этапы складывания.
Норманская теория.
4. Управление в древнерусском государстве. Политический и социально-экономический строй Руси.

5. Управление в русских княжествах в период политической, феодальной раздробленности.

6. Органы государства и управления в
Новгородской и Псковской феодальных республик.
7. Образование русского централизованного государства (
ХIV-ХVI вв.).
8. Высшие государственные учреждения конца ХV- начала
ХVIII вв.
9. Центральные госучреждения конца XV — начала XVII вв. Образование приказной системы управления.

10. Местные госучреждения России в конце Х
V-начале XVII вв.
11. Особенности Российского самодержавия в
ХVIIв. Земские соборы ХVIIв.
12.Местное управление в
ХУПв. Земская и губная реформы середины ХVIIв.
13. Церковные учреждения в
ХVII в.
14.Установление абсолютизма в России. Бюрократизация государственного аппарата. Реформы сословного строя.

15.Высшие государственные учреждения России в 1 четверти
ХVIII в. Сенат. Фискалитет. Прокуратура.
16. Центральные государственные учреждения России 1 четверти
ХVII в. Коллегии.
17. Местные госучреждения в 1 четверти
ХVIII в. Губернская реформа Петра 1.
18. Период государственных переворотов и «фаворитизм» в истории русской государственности.

19. Высшие государственные учреждения России во
П половине ХVIII в.
20.Центральные госучреждения во половине ХVIII в.

21. Особенности государственного аппарата и идеология «просвещенного абсолютизма».

22.Местные госучреждения во II половине
ХVIIIв. Губернская реформа 1775г.
23. Особенности социально-экономического развития России в первой половине Х1Хв.

24. Высшие госучреждения России в первой половине ХIХ в.
25.Центральный госаппарат России в первой половине ХIХ в.

26. Изменение в общественном и государственном строе пореформенной России. 27.Высшие и центральные госучреждения пореформенной России.

28.Местное управление. Земская и городская реформы во второй половине
ХIХв.
29. Местное управление. Городская реформа.

30. Судебная реформа. Демократизация судебной системы. Соотношение реформ и контрреформ.

31.Военная реформа второй половины Х1Хв.

32.Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905г. Становление конституционной монархии.

33.Булыгинская Дума. 1 Государственная Дума. Порядок выборов. Компетенция.

34.II Государственная дума.

35.III-IX Государственные думы.
36. Становление Российского парламентаризма. Оценка сущности и перспектив развития.

37. Изменения в системе высших органов государственной власти в начале XX
в

38.Политическая система советского общества. Система государственных учреждений и общественных организаций.
39. Административно-командная система: сущность, основные черты.

40.Проблема государственности: государственный строй, формы государственного устройства, бюрократия, номенклатура.

41.Государственное устройство России от февраля к октябрю 1917г

42.Становление механизма Советского государства (октябрь 1917- середина 1918гг.) ВЦИК СНК. Соотношение законодательной и исполнительной власти.
42.История Учредительного собрания в России, современная оценка его сущности и результатов деятельности.

43.Конституция РСФСР 1918г., ее структура и основные положения. Юридическое закрепление формы государства, политического режима и реальность.

44.Перестройка государственного аппарата в годы гражданской войны.

45.Управление национально-государственным строительством в первые годы Советской власти (1917-1921гг).
46.Чрезвычайные органы Советской власти (1917-1921гг):
военревкомы, ревкомы, комбеды.
47.Национально-государственное строительство в годы НЭПа.

48.Образование СССР. Проблема государственного суверенитета.

49.Разграничение предметов ведения между Союзом и республиками. Система союзных и республиканских органов власти и управления.
50.Советский государственный аппарат в 1917-1922гг.: органы юстиции, суд,

прокуратура.

51.Становление и развитие государственных органов управления (1925-1936гг.).

52. Специфика управления в годы Великой Отечественной войны.
53. Демократизация системы управления в конце 1950-хгг. Реформа управления 1957г.

54.Конституция 1977г. (политический режим, форма правления, государственное устройство) и реальность.

55. Государственный аппарат и Перестройка. Функции государства. Методы управления.

56. Конституция 1993г. Современный государственный аппарат.

 

Рекомендуемый перечень вопросов для вынесения на междисциплинарный итоговый государственный экзамен.

1. Специфика управления в годы Великой Отечественной войны.

2. Государственный аппарат и Перестройка. Функции государства. Методы управления.

3. Конституция 1993г. Современный государственный аппарат.

 

 

3.1.5   Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Студентам предлагается анкета-отзыв для оценки учебных занятий по спецкурсу «История государственных учреждений и государственной службы в России».

Просим Вас заполнить анкету-отзыв об учебных занятиях по курсу «История государственных учреждений и государственной службы в России». Обобщённые данные анкет будут использованы для совершенствования учебного процесса. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием занятий в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_______________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_______________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_______________________________________________

4. Какой из модулей (разделов) Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий_______________________________________________

5. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования проведения учебных занятий?

Комментарий_______________________________________________

3.2.   Кадровое обеспечение

3.2.1   Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К чтению лекций должны привлекаться профессора и доценты, к остальным занятиям — преподаватели, имеющие высшее профильное образование.

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее образование и обладать навыками организации работы с пользовательскими программными продуктами в локальной сети компьютерного класса и в интернете.

3.3.   Материально-техническое обеспечение

3.3.1   Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий

Используются стандартно оборудованные лекционные аудитории, залы для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, другое оборудование или компьютерный класс.

3.3.2   Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования

Для проведения занятий необходимы: ноутбук, видеопроектор, переносной экран.
В компьютерном классе должны быть установлены стандартные электронные средства обучения.

3.3.3   Характеристики специализированного оборудования

Не требуется.

3.3.4   Характеристики специализированного программного обеспечения

Не требуется.

3.3.5   Перечень и объёмы требуемых расходных материалов

Бумага листовая – 80 листов.

3.4.   Информационное обеспечение

3.4.1   Список обязательной литературы

— Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации. М., 2013.
— Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Худяков М.В. История России. СПб
., 2013.
-.Ежов М.В., Ежова Г.В. История государственного управления и государственной службы России. СПб,. 2014.

-История государственного управления в России. Под ред.
Пихоя Г.Г. М., 2012.

3.4.2   Список дополнительной литературы

Государственная служба: теория и организацияод ред. Охотского Е.В., Ерошкин Н.П. 2011.
История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

История государственного управления в России / Отв.
ред Игнатов В.Г., Ростов-на-Дону,
1999.

История государственного управления в России: (под ред. Марковой А.Н.) М., 2007.

Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917г — декабрь1991). М., 1994.
Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 1995.
Курашвили Б.П. Очерк тории государственного управления. М., 1987..

Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.1997.
История отечественного государства и права
од ред. О.И. Чистякова, М.,1996-1997.

Высшие и центральные государственные учреждения России: 1801-1917гг (сост. Раскин Д.И.) Т.1.М1998.

Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967) Справочник (по материалам государственных архивов) М., 1971.

Государственное и муниципальное управление: Справочник (под ред. Глазуновой Н.И. и др.) М., 1997.

Государственность России: Словарь — справочник (Сост. Козлов О.Ф.,
Янковая В.Ф. Кн.1) М., 1996; кн.2. М., 1998.
Русская правда //Русское законодательство X — XX веков. Т. 1. М. 1984. С. 27-130.
Судебник 1497 года //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 3. М., 1985. С. 54-96.
Судебник 1550 года //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 3. М., 1985. С. 97-177.
Стоглав //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 2. М., 1985. С. 741-500.
Соборное Уложение 1649 г. //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 3. М., 1985. С. 75-443.
Указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе; Указ о фискалах и
о их должности и действии; Указ о должности генерал-прокурора Сената; Табель о рангах //Российское законодательство Х-XX вв.: Т. 4. М., 1986. Законодательство о государственном строе. Введение //Российское законодательство Х-XX вв.: Т. 5. М., 1986. С. 140-149.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. 7. № 4830; Т. 8. № 5110, 5871; Т. 15. № 11418, 11538.

Учреждение для управления губернией 7 ноября 1775 года //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 5. М., 1986. С. 167-320.
Образование Государственного Совета; Общее учреждение министерств //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 6. М., 1986. С. 48-157.
Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях //Российское законодательство
Х-XX вв.: Т. 7. М., 1989. С. 182-219.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г. //Там же.

Городское положение 16 июня 1870 г. // Там же.

Учреждения судебных установлений. 20 ноября 1864 г. //Там же.

Положения о земских участковых начальниках. 12 июня 1889 г. //Там же.

Совет Министров Российской империи 1905-1906 гг. //Документы и материалы. Л., 1990.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905 г. //Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. (далее ХИГП). С. 435-441.

Учреждение Государственной думы. 20 февраля 1906 г. //ХИГП. С.442-444.

Манифест об изменении учреждения Государственного Совета… //ХИГП. С. 441-442.

Манифест о роспуске Государственной Думы 9 июля 1906 г. //ХИГП. С.452.
Положение о выборах в Государственную думу. 3 июня 1907 г. //ХИГП. С.454-456.

Декларация Временного правительства о его составе и задачах. 3 марта 1917 г. //ХИГП. С. 460-461.

Постановление Временного правительства о возложении обязанностей губернаторов… 4 марта 1917 г. //ХИГП. С. 462-463.

Приказ № I Петроградского Совета… 1 марта 1917 г. //ХИГП. С. 468-469.

Декреты Советской власти. М., 1957. Т. I.

История советской Конституции. Сб. документов 1917-1957 г. М., 1957.

Сборник нормативных актов по советскому государственных праву. М., 1984.
Документы внешней политики СССР. М., 1959.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М., 1994.


Абдулатипов Р. Г. и др. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Изд-во Верховного Совета РСФСР, 1993.
Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее //. Вестник
Моск. Института. Серия 18. Социология и политология. 1999. №3.
Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
Аврех А.Я. Царизм на кануне свержения. М., 1989.
Агеев О.В. Государственная служба в России: исторический опыт и современное состояние // Российский исторический журнал. 1999. №4.

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Развитие феодальных отношений на Руси. Л., 1980.

Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 1989.

Ахиезер А.С. Опыт России и судьба человечества //Россия и современный мир. 1995. № 1.
Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1925). М., 1958.
Бородин А.П. Реформа Государственного Совета 1906 года // Вопросы истории. 1999. №4/5. С.82-96.

Бруцкус Б. Народное хозяйство России, его природа и его судьба //Вопросы экономики. 1991. № 9, 10.
Бугай Н. Ф. Чрезвычайные органы советской власти: Ревкомы. 1918-1921. М.: Наука, 1990.

Булдаков В.П. На повороте 1917 год: революция, партия, власть //История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991..
Васильева Н. И. Первая российская революция и самодержавие (государственно-правовые проблемы). Л., 1975.

Великанов О. Было ли советским наше первое правительство //С. — Петербургская панорама. 1991. № 2.

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 гг. М., 1992. (Гл. III, 3.)
Вселенский М. Номенклатура. М.. 1991.
Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Голанд Ю.М. Как свернули НЭП? //Знамя. 1988. № 10
Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. М., .

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Девис Р. НЭП и современность //Коммунист. 1990. № 7.
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Деникин А.И. Очерки русской смуты
. М., 1989.
Дмитриенко В.П. Четыре измерения НЭПа //Вопросы истории КПСС. 1991. №3.

Елоховский А. Коллективизация защиты //Ежегодник советской юстиции. 1929. № 7.
Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

Ерошкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка.
Л., 1973.
Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. (Первая половина XIX века). М.: Мысль, 1981.

Ерошкин Н.П. История госучреждений дореволюционной России. М., 1983.

Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX века). М., 1981.

Ефремова Н. Н. Министерство юстиции Российской империи. 1802-1917 гг.: Историко-правовое исследование. М.: Наука, 1983.

Ефремова Н. Н. Судоустройство России в XVIII — первой половине XIX вв.: Историко-правовое исследование. М.: Наука, 1993.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. 7-е изд. М., 1986.

Журавлев В., Ильин А., Ненароков А., Вместе и наравне //Урок дает история. М., 1989.

Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания //Вопросы истории. 1992. № I.

Зайончковский П.А. Государственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. Гл. 1-3.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 1856-1861 гг. (Правительственная программа реформы 1861 года). М., 1983.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. в России //Вопросы истории. 1989. № 3.

Зимин А.А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972.

Зимин А.А. Феодальная государственность и
Русская Правда //Исторические записки. 1965. Т. 76.
Знаменский О.П. Революция и Учредительное собрание //Диалог. 1990. № 2.

Иконников С. Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК-РКИ в 1923-1934 гг. М., 1971.

Ирошников М. П. Создание советского центрального государственного аппарата. М.; Л.: Наука, 1966.

Ирошников М.П. Председатель Совета Народных комиссаров Вл. Ульянов (Ленин). Очерки государственной деятельности в 1917-1918 гг. М., 1974.

Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994.

Каменский А.Б. Екатерина II //Вопросы истории, 1989. № 3.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы истории 1990. № 10-12.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.
Конституционное законодательство и вопросы государственного управления. Томск, 1987.

Корелин А.П. Российское дворянство и его организации //История СССР. 1971. 5. С. 56-81.
Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление и механизм действия // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 25-38.
Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 — декабрь 1991 гг.
Корицкий Э. Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х годов: Краткий именной справочник. М.: Экономика, 1990.
Коробейных М.Т. Самодержавие и судебная реформа 1884 г. в России. М., 1989.
Королев Ю.И. В.И. Ленин и создание Красной Армии. М., 1970.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской конституции. Изд. 2. М., 1987.

Куроедов В. Религия и церковь в советском государстве. М., 1981.

Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М. 1988.

Лацис М. Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. М., 1970.

Лацис О. Р. Экономическая централизация и централизм управления: Проблемы взаимосвязи. М.: Наука, 1987

Ленин В.И. Выборы в учредительное собрание и диктатура пролетариата. //Полн. собр. соч. Т. 40.
Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации» //Полн. собр. соч. Т.45.

Ленин В.И. Как нам реорганизовать
Рабкрин //Полн. собр. соч. Т.45.
Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции //Полн. собр. соч. Т.31.

Ленин В.И. Три кризиса //Полн. собр. соч. Т.32.

Ленин В.И. Об образовании СССР. Письмо Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РК
П(б) //Полн. собр. соч. Т. 45.
Ленин В.И. Телеграмма членам ЦК Коммунистической Партии Грузии К.М.
Цинцадзе и С.В. Кавтарадзе 21 октября 1922 г. //Полн. собр. соч. Т.54.
Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

Луценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской государственности. М., 1971.

Макаренко В. П. Революция и власть: размышления политолога. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1990..

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1997.

Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. М.,1962.
Октябрь и социалистическое государство. М., 1967.

Ненароков А.П. За свободный союз свободных народов. Из истории объединительного движения 1917-1924 гг. М., 1989.

Никольский Н.М. История русской церкви. Минск, 1990.

Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969

Оболонский А. В. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1987.
Образование Союза Советских Социалистических республик. Сб. док. М., 1972.

Павленко Н.И. Петр I и его время. М., 1983.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1964.

Первое советское правительство. Окт. 1917-июль 1918. М.1991.

Политическая история. Россия — СССР — Российская Федерация т.1.М., 1996

Политологические проблемы теории государства. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1993.

Портнов В. П., Славин М. М. Этапы развития советской Конституции (Историко-правовое исследование). М.: Наука,1986.

Проблемы Федерации в России (дискуссия) // Государство и право. 1994, №3..

Пьянов А.П. Некоторые аспекты возникновения феодализма на Руси //Вопросы истории. 1987. № 7.

Рабинович А.Е. Большевики приходят к власти. М., 1989.

Разгон А.И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. М., 1977.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966.

Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Полис. 1998, №5.

Российский парламент начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 1999. №2, с.174-188.

Русское православие: вехи истории. М., 1989.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

Сафонов М.М, Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX веков. Л., 1988.

Сахаров А.Н. Образование и развитие российского государства в XIV — XVII вв. М., 1969.

Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

Свердлов М.Б. От Закона русского к Русской Правде. М., 1988.

Скрипелев Е. А. Всероссийское Учредительное собрание: Историко-правовое исследование. М.: Наука, 1982.
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975.

Скрынников Р.Г. Россия
на кануне «смутного времени». Изд. 2. М., 1985.
Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. Очерки политической и социальной истории. Л., 1975. Ч. I. С. 3-108.

Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М., 1993.

Спирин Л.М. Росси 1917 года. Из истории борьбы политических партий. М., 1987.

Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия…: Поли
. собр. речей в Государственной думе и Гос. совете, 1906-1911 гг. М.: Молодая гвардия, 1991
Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия //Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. М., 1991.

Стрекопытов С. П. Государственное руководство наукой в СССР (1936-1958 гг.). — М.: РГГУ, 1991.
Троицкий С.М. Историография «дворцовых переворотов» в России XVIII в. //Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. М., 1982. С. 48-66.
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М., 1974.

Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

Федоров К. Г. Союзные органы власти (1922-1962 гг.). — М.: Юридическая литература, 1963.

Формирование административно-командной системы. 20-30-е годы: Сборник статей. М.: Наука, 1992.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
Цыпин В. История Русской православной Церкви, 1917-1990 гг. Учебник. М.: Московская Патриархия, 1994.

Чепелкин М. А., Дьякова Н. М. Исторический очерк формирования государственных границ Российской империи (2-ая половина XVII-начало XX вв.). М., 1992.
Черепнин Л.В. Образование российского государства в XIV — XV вв. М., 1960.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978..

Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII — начало XIX столетия. М., 1982.

Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962.

3.4.3   Перечень иных информационных источников

Отечественные журналы:
   Вопросы истории.
   Вестник Московского университета.
   Вестник Санкт-Петербургского университета.
   Военно-исторический журнал
   Власть.
   Общественные науки и современность.
   ПОЛИС (Политические исследования).
   Политика. Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики).
   Исторический архив.
   ПОЛИТЭКС (политическая экспертиза)
   Россия и современный мир.
   Свободная мысль – XXI.
   Россия в глобальной политике

Зарубежные журналы:

   Comparative political studies.
   International affairs / The Royal institute of international affaires.
   Journal of international affairs.
   Policy review.

Ресурсы Интернет. Студент в библиотеке факультета и самостоятельно может использовать следующие ресурсы Интернет:

Журналы:
   
«Профиль» — http://www.profil.orc.ru
«Эксперт» — http://www.expert.ru

«Итоги» — http://www.itogi.ru

«Русский журнал» — http://www.russ.ru

«Коммерсантъ-Власть» — http://www.commersant.ru

Сетевые СМИ

Президент Российской Федерации — http://www.president.kremlin.ru/

Национальная информационная служба «Страна.ru»- http://www.strana.ru

Национальная служба новостей — http://www.nns.ru

Ежедневное информационное издание «Дни.
Ру» — http://www.dni.ru/
Сервер правовой информации — http://www.pravopoliten.ru/

Газета СНГ — http://www.gazetasng.ru:8101/

Информационно-политический канал Агентство политических новостей «АПН.ru» — http://www.apn.ru

Интернет-газета «Вести»- http://www.vesti.ru

Научные организации и библиотеки

Московский Центр Карнеги — http://www.carnegie.ru

Московский научный общественный фонд — http://www.mpsf.org/

Федерация американских ученых — http://www
.fas.org/
Библиографическая поисковая система «Букинист»- http://bukinist.agava.ru/

Российская государственная библиотека- http://www.rsl.ru/

Национальная электронная библиотека — http://nel.nns.ru/

Раздел 4. Разработчики программы

Петров Сергей Иванович
Доктор исторических наук, доцент, профессор

[email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планы семинарских занятий ( Шишко П.М.)

( подбор литературы и других информационных источников – самостоятельная работа)

 

 

 

 

Семинар 1 Понятие государства

 

Вопросы: 1. Структура и функции государства.

2. Теории происхождения государства.

3. Признаки и атрибуты государства.

4. Типы и формы государства.

 

 

 

Семинар 2 Государственное управление в Киевской Руси

Вопросы: 1. Основные этапы становления государственности на Древней Руси.

2. Структура управления в Киевской Руси.

3. Норманнская теория становления Русского Государства и её противники.

4. Содержание и значение «Русской Правды».

5. Налоговая система в Древней Руси.

 

 

 

Семинар 3 Период феодальной раздробленности

 

Вопросы: 1. Причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Государственное управление в домонгольский период.

3. Особенности политического управления в Новгороде и Пскове.

4. Влияние татаро-монгольского завоевания на государственное управление на Руси.

 





Внимание, только СЕГОДНЯ!