ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Додинастический период. Широкое распространение получила керамика: красная, бурая или черная с процарапанным орнаментом; с белой росписью и фигуративными изображениями (фигуры животных, людей, растительные формы и абстрактные мотивы); с геометрическими орнаментальными мотивами, нанесенными красной линией по светло-коричневому фону. Часто композиции составлены из изображений животных (гиппопотамов, крокодилов, львов, слонов или быков), нарисованных лаконичными прямыми линиями или штрихами, с явным влиянием рисунка плетенки из лозы или нитей. Встречаются изображения многовесельных кораблей, плывущих по реке. Для этой керамики характерной чертой является высокая степень стилизации, изображения часто сводятся к упрощенной схеме. Древнее царство. Изделиям художественного ремесла свойственны строгие и простые, законченные и четкие формы. В декоративных деталях этих вещей много непосредственного отражения жизненных явлений, стилизации животных и растительных мотивов (ножкам ложа придана форма бычьих ног, бусы и подвески воспроизводят цветы). Значение художественного ремесла в формировании изобразительных искусств — художественные свойства многих материалов впервые были найдены в произведениях декоративно-прикладного искусства, а затем использовано в произведениях скульптуры и архитектуры. Среднее царство. Расширяется применение золота, слоновой кости и ценных пород дерева. Разработана новая ювелирная техника – зернь. Широко используются вставки из цветных паст и камней. Распространены орнаменты из лотосов и папирусов, розетки. Новое царство. Возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния и тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья, все богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего обихода, иногда их отличает нехарактерная для египетского искусства чрезмерная нарядность. Части предметов быта (ручки зеркал и сосудов для притираний, подставки для флаконов с благовониями) выполняются в виде декоративной скульптуры — изображений обнаженных танцовщиц и служанок. Для изготовления мебели главными материалами служили дерево и металлы, а для украшений — дерево редких пород, слоновая кость, черепаховый панцирь, золото и эмаль. Обтягивали мебель красивыми узорчатыми материями, тисненой кожей и даже шкурами животных. В рамы сидений и кроватей вставляли переплеты из тростника и камыша Кресла покрывались золотой резьбой и богато вышитыми подушками ярких цветов.

ПРЕДМЕТ

Идолы

Лодки, или барки для процессий на суше и на воде Жертвенник и и жертвенные столы Предметы для бальзамиров ания Жертвенные ножи, чаши и сосуды для возлияний

Передник фараона

Широкий пояс фараона Диадема

Широкий воротник (пелерина)

Широкие кольца и

ОПИСАНИЕ ХРАМОВАЯ УТВАРЬ С особым великолепием украшались в торжественных процессиях различные идолы. Особые слуги («одеватели») обязаны были одевать идолов в драгоценные одежды и уборы. В храмах идолов устанавливали на деревянных подножиях, украшенных богатыми орнаментами, а во время процессий их носили в роскошно убранных киотах, имевших форму храма и укрепленных на позолоченных шестах. Барка, пожертвованная Рамзесом II храму Амона в Фивах. Она была 280 локтей в длину и сделана из драгоценного кедрового дерева. Изнутри барка была посеребрена, а снаружи позолочена и покрыта серебряными украшениями. Идол, которому она служила носилками, был весь усыпан драгоценными камнями.

Делались из камня или из дерева наподобие этажерки, а иногда из камышовых тростей.

Сложный набор инструментов, в котором каждая вещь имела символическое значение и священный характер, выполнялась из определенного материала. Например, нож для вскрытия трупов делался из эфиопского камня, форма его оставалась неизменной до самого заката Египетского государства. Делались из драгоценных металлов. Форма сосудов зависела от жидкости, для которой они предназначались. Сосуды были двойные и тройные, круглые и с плоской крышкой.

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ Переднику придавались самые разнообразные формы. Как и весь царский костюм, он делался из драгоценного материала золота или позолоченной кожи, иногда украшался символическими изображениями. Обычно расписанный эмалью по золотому полю.

Состояла из золотого, усаженного разноцветными камнями или расписанного эмалью обруча, который на затылке завязывался узкими лентами со свисающими концами. Иногда этот обруч был спирально обвит уреем. Национальное украшение, предназначенное для всех сословий и обоих полов. Закрывал плечи и верхнюю часть груди Делались сообразно со средствами каждого: или из куска проклеенного и расписанного полотна или из сетки крупной вязки, по ячейкам которой нашивались рядами и в симметричном порядке символические фигурки разного цвета и формы, бусы. Воротники знатных египтян изготавливали из благородных металлов с украшениями из разноцветной эмали. Надевались (как женщинами, так и мужчинами) на руки выше локтя, на запястье и на ногу вокруг щиколотки и тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались.

2

обручи Перстни

Ожерелья

Серьги Обручи

Металлическ ие шлемы Защитная шапка Панцири и чешуйчатые кольчуги

Нагрудники Мечи Луки Колчаны

Глиняные и стеклянные сосуды

Кубки, чаши

Бронзовые и деревянные

Выполнялись из разных металлов. Они были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Имели разную форму. Металлические, с неподвижным или вращающимся гнездом из глазурованной каменной массы в форме иероглифического знака. Носили как одно, так и по нескольку колец. В древнейшие времена на шею навязывали пеструю тесьму, потом стали носить шнурки и цепочки различной длины, составленные из металлических фигурок и шариков цветного стекла, камня или глазурованной глины. Иногда к этим цепочкам привешивали амулеты в богатых оправах. Имели форму кружка или колеса, но в гробницах найдены серьги других форм, с подвесками и без. Носили на голове из драгоценных металлов (диадемы), ОРУЖИЕ Считались в Египте большой редкостью даже в позднейшее время Делалась из крепкой кожи и окрашивалась в один цвет или полосами или обивалась круглыми металлическими бляхами Составляли один из самых ценных предметов дани, которую египтяне брали с покоренных ими ближнеазиатских областей. Особенно красивой отделкой отличались кольчуги, сделанные из разноцветных металлов: желтые, синие, красные и зеленые чешуйки, подобранные с большим вкусом, чередовались в них симметричными рядами. Первоначально они делались, вероятно, из кожи, но впоследствии на кожу стали накладывать и металлические полосы. Выкованы из железа и стали. Железо со времени войн с Азией египтяне стали получать в дань из Армении. Отличались красивой формой и богатой отделкой: они были обиты золотом и выложены набором из редких сортов дерева Делались из кожи, иногда раскрашивались (рис. 47, л) и для прочности обивались металлическими пластинками. Колчаны начальников высокого ранга были отделаны золотом и цветной эмалью. Из надписей видно, что такие роскошные колчаны поступали также из Азии в качестве военной добычи или дани. ПОСУДА, ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ Большая часть сосудов, изготовленных в Египте, имела форму страусова яйца. На севере страны со времени 18-й династии появляются сосуды другой формы, напоминающей круглую разрезанную тыкву. Небольшие стеклянные сосуды наподобие бутылок оплетали для прочности камышом. Кубкам придавали часто очень красивые формы, например раскрытой цветковой чашечки с круглым дном. Они ставились на небольшие деревянные поддонки. Выполнялись кубки в виде головы животного, сделанные из глины или из благородных металлов, небольшие золотые стаканчики с ручками и сосуды, похожие на плоские чашки, с простыми узорами на них, были, как видно по изображениям, изделиями азиатских мастеров. Ложкам и ковшам придавали иногда вид плывущей или летящей птицы, причем тело птицы служило сосудом, а ее шея и голова — рукоятью к нему; иногда только ручка ложки или ковша делалась в

3

ложки, рюмки и ковши Вазы

Ванны и умывальник и Осветительн ые приборы Туалетные принадлежно сти

Царский трон

Тронные носилки

Царская боевая колесница Стулья

форме человека или какого-нибудь животного. Однако такие сосуды вошли в употребление только при греках и римлянах. Выполнялись большими из золота с украшениями из разноцветной эмали. Украшения на сосудах каппадокийцев отличались натурализмом в изображении животных, растений и человеческих фигур, а также вычурностью стиля. Каменные и металлические (у фараонов даже золотые)

Лампы в виде плоской чашки на подставке, ручные небольшие фонари, позднее греческие глиняные и бронзовые лампы различных форм. Флаконы для мазей и благовоний, туалетные зеркала. Флаконы вырезались из самых дорогих и твердых камней, зеркала были металлические, литые, с гладко отполированной, слегка выпуклой поверхностью и с металлической резной, иногда расписанной ручкой. Для предохранения от порчи, они вкладывались в кожаные чехлы или футляры. Приборы для румян и притираний, деревянные и костяные гребни, зеркала и широкие бритвы. Особенным разнообразием форм и тонкостью отделки отличались коробочки для краски для подкрашивания глаз и иглы, которыми эту краску накладывали. МЕБЕЛЬ Простая форма равностороннего куба, пышностью убранства превосходил всю остальную утварь, т. к. его убранство должно было символизировать могущество восседающего на нем фараона. Украшался иероглифическими надписями, объяснявшими божественное происхождение фараона. Сиденье обито золотыми листами и расписано разноцветной финифтью. Богато вышитая подушка. Над троном возвышался на четырех колоннах с лотосовыми капителями плоский, спереди слегка покатый балдахин. Сделанные из золота или позолоченные, эти носилки были украшены символическими фигурами священного ястреба — эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной — эмблемы владычества над обоими мирами, льва — эмблемы мужества и силы, уреями. Над сиденьем устанавливалось опахало, которое заменяло балдахин. Ее расписывали яркими красками по золотому фону. Колесницы делались из металла и твердого дерева, которое обтягивали кожей или обивали тонкими металлическими листами.

Древнейшими и простейшими сиденьями были камышовые циновки или толстые подстилки и кубической формы стулья — массивные или связанные из тростника. Позже — простой формы, были обложены золотом и расписаны эмалью. Влияние Азиатских стран. Появились низкие металлические табуреты, разных форм стулья с подушками и фигурными ножками, небольшие складные стулья с подушкой или кожаным сиденьем, кресла с высокой спинкой. Были кресла широкие, похожие на софу, вероятно, для двух особ, не исключено, что это была разновидность домашнего трона для

4

Столы

Кровати, кушетки

Сундуки и ящики с замками

хозяина и хозяйки дома. Были различной величины и самых разнообразных форм, начиная от массивных каменных или деревянных, до легких металлических столиков с одной, тремя и четырьмя ножками. Древнейшие столы представляли собой большей частью круглую или четырехугольную доску на низкой подставке. Впоследствии, когда вошли в употребление стулья, столы стали делать выше. Нередко их обкладывали мозаикой из слоновой кости и черного дерева. Выполнялись со спинкой и без спинки. Под голову ставилось особое изголовье из камня, дерева или металла с кожаной подстилкой для головы. Кровати были очень высокими, так что на них всходили по специальной лесенке. Ложась спать, для защиты от комаров и мошек использовали полог из прозрачной материи. Служили для хранения одежды и драгоценностей. Они были выложены красивой мозаикой из разноцветного дерева, слоновой кости и т. д. с металлическими орнаментами, а иногда делались из золота в виде небольшой корзинки с ручкой. Туалетные принадлежности хранили в деревянных, украшенных резьбой ящичках с перегородками.

Внимание, только СЕГОДНЯ!