ТЕМА 3

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Часть 2

ЗДАНИЯ И АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

СИНТЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И АРХИТЕКТУРЫ

В ПОСТРОЙКАХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

В этот период отмечаются случаи синтеза архитектуры с круглой скульптурой и рельефом.

Примером синтеза архитектуры и круглой скульптуры являются головы быков на постаменте фасада с нишами большой мастабы в Саккара (ок. 3000 года до н.э. 1 династия). Они вылеплены из нильского ила, рога — натуральные. Такой декор украшает мастабу со всех четырех сторон и говорит о роскоши, с которой проводились погребальные церемонии.

В гробнице царя Дена в царском некрополе Абидоса (ок. 2910 года до н.э., 1 династия) было предусмотрено место для культовой статуи, которая не сохранилась.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре.

Зодчий Имхотеп( ок. 2650 г. до н. э.)

Ядро гробницы сложено из известняковых блоков. Размер пирамиды 125 метров×115 метров, а высота — 62 метра.

Размер основания 121 × 109 м

Высота (первоначально) 62,5 м

Высота (сегодня) 62 м

Объём 330400 м³

В оформлении архитектурных сооружений Древнего царства применялась монументальная и декоративная скульптура и живопись, поливная керамика (полихромная плитка). В первой половине Древнего царства появились такие декоративные элементы, как пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов, в конце Древнего царства возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связки бутонов лотосов. Например, в камерах погребального комплекса Джосера в Саккара (ок. 2680 года до н.э.). На глубине 30 м под основанием ступенчатой пирамиды находится несколько камер, соединенных коридорами. Воспроизводя элементы жилой архитектуры, некоторые из них декорировались с помощью облицовки стен небольшими голубыми плитками, воспроизводящими циновки.

В начале Древнего царства (нач. III тыс. до н.э.) архитектурные сооружения декорировались с преобладанием рельефных изображений, которые считались более долговечными, чем просто роспись. Однако эти рельефы трудно рассматривать как объемные произведения. Раскрашенные, они практически неотличимы от живописи. В Египте с самого начала сосуществуют две основные рельефные техники — барельеф и врезанный рельеф.

Изображение, выполненное в технике врезанного рельефа (углубленного рельефа) выглядело особенно контрастным при ярком солнечном свете, поэтому врезанный рельеф использовался преимущественно на наружных стенах храмов и гробниц.

Рельефы выполнялись как из камня, так и из дерева. Примером может послужить декоративное убранство гробницы Хесира (ок. 2680 года до н.э.). «В мастабе сановника Джосера Хесира находилось 11 ниш с деревянными панелями, из которых сохранилось только 6. Ныне они все хранятся в Каире. На всех панелях умерший изображен с прибором писца; по-видимому, этот титул был важнейшим в его титулатуре. В лице Хесира явно подчеркнуто портретное сходство. Иероглифы представляют собой маленькие шедевры — для древних египтян фигурное изображение и письменный знак были равнозначны» 1 .

Круглая скульптура используется в комплексах гробниц и храмов. Это статуи номового божества, которые устанавливали в нишах часовен, расположенных во дворе для празднования ритуала обновления царской власти — хеб-седа. Например, статуя номового божества из Саккары (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.).

Появляется круглая скульптура в натуральную величину, изображающая царя. Например, сидящая статуя Джосера из Саккара (погребальный комплекс Джосера, ок. 2680 года до н.э.) , где он изображен в облегающем одеянии для хеб-седа. Первоначально статуя стояла в маленькой часовне у северной стороны ступенчатой пирамиды. Там она была обнаружена в 1924-25 годах.

2

1 Искусство Древнего Египта – М.: Директмедиа Паблишинг, 2004 – с. 252

Некрополь в Гизе,

близ Мемфиса

(ок. 2900-2700 гг. до н. э.)

История строительства.

Ансамбль пирамид, которые строили себе фараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин).

 

Монументальность, простота, статичность формы символизируют вечность и незыблемость могущества фараона (памятник и посмертное “жилище”).

Параметры

Пирамида Хеопса (Хуфу) – автор, вероятно, Хемиун

Высота — 146,6 м,

Длина стороны основания- 233 м.

Сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый (свыше 2 300 000 блоков), отдельные блоки весили по 30 тонн. Каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого известняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий наклонный коридор, перекрытый блоками напуском. Была облицована ныне исчезнувшим белым камнем, ее основание — гранитом. Размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (в основании высота блоков 1,5м, у вершины — 55см). Общий объем кладки ок. 2.6 млн.м.

С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.

Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка.

Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий, в том числе маленьких пирамид цариц.

 

Комплекс.

В ансамбль входили: пирамида Хефрена (ниже на 8 м.), пирамида Микерина (ниже почти вдвое — высота 65 м), три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20м. длиной 40м и др. памятники и сооружения.

Пирамида Хефрена – изначально высотой более 143 м (136,4 м в наши дни) – легко представить в первозданном виде благодаря частям облицовки, которая сохранилась на ее вершине. Приблизительные

3

размеры: 214,80 м сторона в основании, 2,2 млн. м3 камней, грани наклонены под углом 53°8′, в соответствии с пропорциями священного треугольника.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем;

Расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части.

К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами.

Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни.

С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины.

Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами,

4

гармонировавшими со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера. 2

Совершенство пропорций пирамиды Хеопса является результатом сложных математических расчетов.

Помещения пирамиды Хеопса.

От главной царской камеры с пустым саркофагом наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на четыре стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Организация работ.

Польский архитектор и геолог, доцент Веслав Козиньский, который долгое время принимал участие в польских раскопках в долине Нила, анализируя организацию работ при строительстве пирамид, исходил из чисто современного принципа, что такой сложный в техническом и организационном отношении вопрос требовал заранее обдуманного точного графика работ. Веслав Козиньский предполагал, что осуществление такой постройки могло вестись только по планам и рисункам и что в процессе работ строители пользовались также макетом, наподобие того, как это часто делается ныне при строительстве крупных сооружений. Он решился выдвинуть даже гипотезу, которая сначала может вызвать сомнение у каждого египтолога, согласно которой три, так называемые малые пирамиды, расположенные с восточной стороны Большой пирамиды, были макетами—моделями (в масштабе примерно 1 : 5), отражающими три этапа изменений проекта Большой пирамиды.

Козиньский выдвинул также свою гипотезу относительно причины отклонения царской погребальной камеры от главной оси пирамиды, что неоднократно вызывало совершенно фантастические теории. Авторы этих теорий исходили из якобы загадочных цифр, таящихся в пропорциях этого сооружения. Козиньский же считал, что во время строительства пирамиды произошел некоторый перерыв в доставке гранита, и во избежание простоя большую галерею протянули выше, чем предполагалось ранее, что в свою очередь вызвало отклонение погребальной камеры от главной оси пирамиды.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, 20 же лет велось строительство самой пирамиды. При постройке гробницы Хеопса в течение

5

2 http://www.egyptolog.ru/arhitektura/arhitektura5.htm

каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тысяч человек.

ВЫВОДЫ.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

( 21 в. — начало 19 в. до н. э. )

Усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри.

Храм царицы Хатшепсут

(16 в. до н.э., архит. Сененмут — главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы.)

 

Природная среда.

Дейр эль-Бахри находится на западном берегу Нила, напротив Карнака, в большом естественном амфитеатре, образованном скальным обрывом. Здесь очень яркое солнце, в полдень его сияние слепит глаза, и храмы сливаются с горой, возле которой они построены.

К усыпальнице из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200м. длиной и 33 м. шириной.

История создания.

Первые точные сведения об этом месте относятся ко времени воцарения Ментухотепа (XI династия, ок. 2050 г. до н. э.). За пять веков до царицы Хатшепсут этот фараон построил в Дейр эль-Бахри первое святилище, следы которого можно видеть рядом с более поздним и более знаменитым храмом Хатшепсут.

Храм царицы Хатшепсут был построен рядом с храмом Ментухотепа II на пять столетий позднее. Хатшепсут была супругой фараона Тутмоса II, после его смерти она некоторое время была регентшей при малолетнем Тутмосе III, а потом провозгласила себя полноправным фараоном.

Хатшепсут правила с 1479 до н. э. (Хатшепсут не была первой женщиной на троне Египта. Нам известны также царицы Нитокрис и Нефрусебек, завершавшие правление VI и XII династий соответственно). Тутмос III был вынужден дожидаться смерти Хатшепсут, чтобы взойти на престол. Он был настолько недоволен, что велел вычеркнуть из анналов период правления Тутмоса II и Хатшепсут и начал свое родословие непосредственно от правления Тутмоса I, повелев после смерти царицы повсюду сбить картуши с ее именем.

Во время правления Хатшепсут не было ни гражданских смут, ни мятежей, царили мир и процветание. Царица и ее гениальный зодчий

6

Сененмут предприняли строительство храма на террасах, соединенных пандусами, и примыкающего непосредственно к скальному обрыву.

Структура сооружения.

Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается гораздо большим богатством и разнообразием.

Сооружение было чрезвычайно интересным: от двора, обсаженного деревьями, тянулся пандус к просторной террасе, которую украшала нижняя колоннада с двумя рядами четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведущая в первый гипостильный зал. Сама стена, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.

Верхняя колоннада, окружавшая с трех сторон гипостильный зал, состояла из двух рядов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. На них были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.

Первый, самый большой гипостильный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, покоился на скальном основании. Колонны этого зала были восьмигранными. На западной стороне находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннами. Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.

За вторым двором располагался второй гипостильный зал, в западной части которого находилось святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, изображавшими культовые сцены. В зале находится вход в гробницу Ментухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.

Синтез искусств.

Отличительной чертой храма Хатшепсут было широкое применение скульптуры. На территории всего комплекса стояло более двухсот статуй: в самом храме было по меньшей мере двадцать два сфинкса, сорок осирических статуй и двадцать восемь статуй, изображавших царицу. Около ста двадцати сфинксов украшали дворы и дорогу.

К первой террасе вела аллея длиной более километра. Вдоль дороги стояли сфинксы с головой Хатшепсут и были посажены экзотические деревья. В центре первой террасы начинался пандус, который вел ко второй террасе, расположенной выше. На боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов.

7

Первая терраса

На южной стене первой террасы (№ 1) находились портики, столбы которых были украшены повторяющимися изображениями сокола в двойной короне. Под этими изображениями были высечены титулы и имена Хатшепсут.

Великолепные рельефы украшали стены у основания колонных портиков. Некоторые исследователи считают их капители прообразом дорического ордера.

На правой стороне к северу (№ 2) Хатшепсут изображена в виде сфинкса, попирающего врагов.

На южной стороне портика (№ 3) увековечена деятельность Хатшепсут.

Вторая терраса

Продолжаем подниматься по центральному пандусу храма к верхним террасам.

Справа, на северной стороне, возвышается портик с пятнадцатью колоннами. Прямо перед нами – западный портик, разделенный пандусом на две части, каждая из которых имеет двадцать две опоры, стоящие в два ряда; на стенах изображены сцены, прославляющие Хатшепсут.

Верхняя терраса

Третья, недавно восстановленная терраса (№ 10) открывается в конце длинного пандуса.

Прежде перед ее колоннами стояли двадцать шесть осирических колоссов Хатшепсут. До нас дошло лишь несколько из них. Они символизируют переход Хатшепсут от смерти к жизни. Над порталом из розового гранита высечена надпись: «Хор дает жизнь».

Мы входим во двор (26 х 40 м), который раньше был окружен двумя рядами колонн.

Оттуда можно пройти к трем часовням: слева, с южной стороны, находится святилище Хатшепсут;

справа, на северной стороне, – святилище Солнца; прямо перед нами, на западе, находится последняя, центральная часовня храма.

Первая часовня посвящена Тутмосу I, отцу Хатшепсут.

Святилище Солнца – это маленький храм Хора с часовней Хорахти. В глубине его вестибюля находится ниша с изображением Хатшепсут. В центре двора воздвигнут алтарь для поклонения восходящему солнцу.

Западное святилище напоминает пещеру, здесь царит богиня неба Хатхор. Это также тайная область Амона.

В стенах по обе стороны от входа в святая святых находятся девять ниш. По-видимому, прежде в них стояли девять изваяний Хатшепсут. По краям стены две маленькие часовни. Левая, на юге, посвящена божественной паре – Амону и Амаунет.

Позднее в храме Хатшепсут был устроен христианский монастырь, руины которого разобрал египтолог Эдуард Навилль.

8

Тайники Дейр эль-Бахри

При последних Рамессидах в Фивах начались серьезные волнения. Расхитители гробниц, жадные до золота и драгоценностей, перестали опасаться стражей некрополей и принялись разрушать царские захоронения.

Жрецы решили спрятать некоторые мумии. Одним из наиболее надежных мест считали, очевидно, Дейр эль-Бахри, и поэтому там устроили два тайных захоронения. Первое – под плиточным полом вестибюля, который ведет к святилищам Тутмоса I и Хатшепсут. Там были обнаружены саркофаги высших жрецов Амона, датированные эпохой Позднего царства.

Во втором тайнике также хранились бесценные реликвии. Около храма с южной стороны были вырыты шахта глубиной 12 м и коридор длиной 70 м, которые вели к большому подземному залу. Там хранились мумии фараонов XVIII и XIX династий, останки Аменхотепа I, Тутмоса II, Сети I и Рамсеса II.

Давайте еще раз вспомним архитектора Сененмута, который соорудил храмовый комплекс в Дейр эль-Бахри. Одна из двух его усыпальниц находится рядом с храмом возле северо-восточного угла первой террасы. К ней надо спуститься по длинному и узкому коридору с несколькими лестничными площадками. Наиболее интересна в гробнице камера, плафон которой расписан созвездиями, планетами и знаками зодиака, обещающими бессмертие душе великого строителя.

НОВОЕ ЦАРСТВО

Тип монументального наземного храма фронтально-осевого построения

Храмовый комплекс в Карнаке.

II—I тыс. до н.э.

 

 

 

Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков — от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства.

Аллея сфинксов

В наше время вход на территорию храма начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Баран — священное животное бога Амона.

9

Среднее царство.

В эпоху Среднего царства основной тенденцией было сохранение художественных традиции Древнего царства. Значительно чаще применяли колонны, особенно в скальных храмах. «Это дало толчок развитию портиков и появлению залов, разделенных двумя рядами колонн на три нефа, с более высоким средним нефом. Наряду с ранее возникшими формами колонн – с каннелированными стволами, увенчанными прямоугольными абаками (протодорические колонны), появились колонны с капителями, украшенными рельефными головами богини Хатор …Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформления ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых покрывались ярко горевшей на солнце медью» 3

Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н.э.)

Основой декоративного убранства гробницы стала монументальная живопись, основной темой которой являются изображения животных и сцены охоты. Например, охота на берегах Нила: по воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников, вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Росписи отличаются декоративизмом, тонкостью колорита.

Новое царство (первая половина)

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма, ансамблевый характер которого был рассчитан на постоянную смену пространственных впечатлений. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.

Храмовый комплекс в Карнаке (16-15 вв. до н.э.)

Большой храм Амона-Ра (16в. до н.э., архит. Инени)

Декоративное убранство храма, выдержанное в строго лаконичном стиле, формируется средствами декоративного рельефа пилонов и колонн, монументальной скульптуры (сфинксов, изображений фараона). Фасад, обращенный к Нилу, имел вид пилона, оформленного декоративным рельефом. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой.

10

3 Всеобщая история искусств. (под. ред. Чегодаева А.Д.) , Т.1- М.: Искусство, 1956. — с.98

Затем вдоль одной оси развиваются пространства колонного зала и прямоугольного двора, разделенные пилоном меньшего размера также оформленным рельефом. Между колонн портиков, окружающих двор были расположены колоссальные статуи Тутмоса I. Монументальная скульптура (аллея сфинксов) формирует торжественный подход к фасаду здания со стороны Нила.

Храм богини Мут (16-15 вв. до н.э., архит. Аменхотеп)

Идея храмовой дороги торжественных процессий воплощена средствами архитектуры, декоративного рельефа и монументальной скульптуры: центральная колоннада зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона, и сливалась с кончавшейся у ворот храма аллеей сфинксов.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри

(16 в. до н.э., архит. Сенмут)

Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал.

Скульптура. В святилище было свыше двухсот статуй. Статуи Хатшепсут, стоявшие в разных местах храма, изображали царицу то фараоном, то богом Осирисом, то сфинксом. Суживающееся книзу лицо, очень широко расставленные миндалевидные глаза с крутыми дугами бровей, нос с горбинкой, маленький рот и круглый подбородок — все это неизменно воспроизводится на каждой статуе. Разные по назначению статуи отличаются друг от друга.

Монументальная скульптура, предназначенная для внешнего оформления здания (колоссы, стоявшие перед колоннадами, сфинксы), отличалась обобщенностью образа и выявлением наиболее характерных черт внешности Хатшепсут, была рассчитана на восприятие с большого расстояния.

Пять статуй из главной молельни храма, имевшие культовый характер, должны были, согласно египетским верованиям, возможно ближе воспроизводить конкретный образ фараона, поэтому их выполнение было поручено лучшим мастерам. Центральная статуя жрицы была сделана из близкого к мрамору известняка, а лица и руки четырех остальных окрашены в розовый цвет и покрыты лаком. Статуям присуща мягкость трактовки, тонкость воссоздания индивидуального образа царицы. Скульптурные портреты знати выполнялись с повторением черт правящего фараона.

Интерьеры. Богатству оформления храма соответствовала внутренняя отделка — с золотыми и серебряными плитами полов; инкрустированной бронзой дверей и т. д.

11

Новое царство (поздний период)

Для фиванского искусства начала 19 династии характерно стремление вернуться к традициям искусства Фив доамарнского периода. Отличительной чертой храмовой архитектуры было стремление к грандиозным масштабам, большей пышности и блеску, что влекло за собой нередко перегруженность фасадов и интерьеров архитектурными элементами.

Круглая скульптура играет по-прежнему важную роль в формировании образа храма — перед пилонами и колоннами и между колоннами ставились колоссальные статуи, изображающие царей. Скульптурные изображения царей помещались также в интерьерах храмов и гробниц.

В росписях и рельефах гробниц времени 19 династии при тенденции к возвращению доамарнской традиции, отмечается большая живость и реализм образов и манеры изображения (изображение теней, естественного цвета кожи и т. д.)

Поминальный храм Рамсеса II

(«Рамессеум», ок. 1294 — 1213 до н.э., архит. Пенра)

В первом дворе храма стояла колоссальная статуя царя — монолитная скульптура, весившая 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту. Построив этот двор и входной пилон, Рамсес II значительно расширил храм Амона, возведенный при Аменхотепе III. Теперь его длина составляла 254 м.

Первоначально второй двор был украшен северной и южной колоннадами, а также портиками с осирическими столбами вдоль восточной и западной сторон. Ныне стоят только остатки осирических столбов с северной стороны. Трем проходам гипостиля соответствуют три пандуса (видны два). Центральный пандус фланкирован сидящими статуями Рамсеса II. От правой сохранилась лишь голова, от левой — торс и ноги.

Интерьеры. Возрастает роль колонн в оформлении интерьеров. Средние, более высокие проходы гипостилей оформлялись колоннами в виде раскрытых цветов папируса, для боковых проходов сохранились колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили изображали нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Общая символика храма — дом бога солнца, рождающегося из цветка лотоса. Над дверью пилона изображается крылатый солнечный диск.

«Стремление придать зданию возможно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вывала

12

увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн» 4 .

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

(ок. 1260 г. до н.э.)

Храм был начат в первые годы правления Рамсеса и завершен через 20 лет. У фасада храма доминируют 20-метровые колоссы царя. Собственно храм врезан в скалу на 60 м и состоит из двух залов со столбами, складских помещений и святилища. В 1964 — 68 гг. в связи со строительством новой Асуанской плотины храм был перенесен вместе с соседним, Малым, храмом царицы Нефертари на более высокое место.

По периметру двор окружала колоннада, между колоннами которой стояли колоссальные статуи. Среди новых статуй были и принадлежавшие еще первому строителю храма и узурпированные Рамсесом. За фасадом Большого храма следует зал со столбами (17,7х16,5 м) с восемью опорами в виде статуй царя.

В святилище храма в одну группу объединены изваяния Рамсеса II и трех великих государственных богов — Птаха, Амона-Ра, Ра-Хорахти. Лишь два раза в году — в дни весеннего и осеннего равноденствия — вся группа целиком освещалась лучами восходящего солнца.

Внимание, только СЕГОДНЯ!